31 декабря исполнится 39 лет с момента выхода на экраны музыкальной комедии Константина Бромберга «Чародеи» — одного из самых любимых новогодних фильмов.
Расскажем о том, какие нешуточные страсти разгорелись на съемках этой картины и о ведьминском характере Александры Яковлевой, исполнившей главную роль.
«Если не ведьма, то чертовка здесь точно будет»
По словам режиссера Константина Бромберга, при подготовке к съемкам больше всего времени заняли поиски исполнительницы роли Алены Саниной, научного сотрудника института НУИНУ.
Главная трудность заключалась в том, что актрисе нужно было играть две разноплановые роли. Ведь по сценарию после колдовства Шемаханской Санина из доброй и нежной девушки Аленушки превращается в неприступную ведьму-карьеристку.
На роль Алены претендовали много известных актрис. Но ни одна из них не устроила Бромберга. Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Алферова, Елена Коренева — все они были просто очаровательны в образе Аленушки, но, как говорил Бромберг, не было в них демонизма и ведьминского начала.
И тогда кто-то из ассистентов посоветовал пригласить Александру Яковлеву — звезду первого советского фильма-катастрофы «Экипаж».
Придя на пробы, Яковлева буквально пять минут послушала, что от нее хочет режиссер и сказала: «Давайте я вам это покажу». И показала, да так, что вся группа пришла в полный восторг.
«Я глянул и подумал: «Ну если не ведьма, то чертовка здесь точно будет. И хороша она была необычайно, очень похожа на Николь Кидман!», — вспоминал Константин Бромберг.
«Яковлева чувствовала, что я ее балую»
Правда, уже совсем скоро выяснилось, что демоническое начало у Яковлевой проявляется не только на экране, но и в реальной жизни. Недаром вся съемочная группа за глаза называла актрису ведьмой.
Осветители, костюмеры, гримеры постоянно жаловались Бромбергу на стервозный характер Яковлевой и просили урезонить актрису. Но режиссер пропускал все жалобы мимо ушей — ведь именно такой, по его мнению, и должна была быть заколдованная Алена Санина.
«Меня упрекали в том, что я много внимания уделяю Яковлевой. И это было правдой, но я ведь это делал не для себя, а чтобы снять хороший фильм. Александра чувствовала, что я ее балую и, наверное, пользовалась этим», — рассказывал режиссер.
Вторым человеком, сумевшим найти общий язык с Яковлевой, стал Александр Абдулов, исполнивший роль Ивана Пухова.
Между актерами с первого дня возникла «химия», поэтому все общие сцены и диалоги у них получались на одном дыхании. Правда, по словам Юлии Константиновой, ассистента режиссера, в этом заслуга не Яковлевой, а Абдулова. Он всегда очень уважительно относился к своим партнершам и всячески им помогал в кадре.
«Она чувствовала, что это на ближайшие 30-40 лет»
А вот с Валентином Гафтом, игравшим Сатанеева, отношения у Яковлевой не заладились с самого начала. Педантичного и пунктуального Гафта раздражало, что молодая актриса постоянно опаздывала на съемку.
Александра действительно по три-четыре часа проводила в гримерной, требуя, чтобы каждая ресничка была накрашена идеально. И своей придирчивостью просто доводила до белого каления гримеров.
Доставалось от нее и костюмерам: обнаружив малейшую складочку, актриса заставляла их по несколько раз переутюживать ее юбки и блузки.
«Она очень тщательно гримировалась и одевалась, видимо, чувствовала, что это на ближайшие 30-40 лет», — говорила Юлия Константинова.
Однажды съемочная группа не выдержала и объявила Яковлевой бойкот — все перестали с ней разговаривать. Но Александру это ничуть не смутило — ведь режиссер Бромберг был на ее стороне.
«Его порыв заставил всех оцепенеть»
Пожалуй, даже больше, чем опоздания, Гафта бесило, что Яковлева приходит на съемки, не выучив текст роли. Из-за этого приходилось переснимать одну и ту же сцену по несколько раз. Такое неуважение к партнеру просто выводило Гафта из себя.
Однажды, когда Александра в очередной раз перепутала реплики, Валентин Иосифович схватил ее за шею и начал душить.
«Конечно, Гафт не собирался удушить актрису, но его порыв был очень эмоциональным и заставил всех нас оцепенеть», — вспоминала Юлия Константинова.
Поскольку камера была включена, момент удушения остался на пленке. И когда Гафт немного успокоился, Бромберг осторожно попросил у него разрешения вставить эту сцену в фильм. Но артист снова пришел в такое негодование, что режиссер тут же отказался от своей идеи, испугавшись потерять Гафта.
«Мы подклеивали к нему Яковлеву»
Но однажды терпение Валентина Гафта лопнуло окончательно, и он заявил режиссеру:
«Я с этой актрисой работать не буду»
Бромбергу тогда стоило неимоверных усилий уговорить Гафта не покидать съемки. Пришлось пообещать, что в оставшихся общих сценах их с Яковлевой будут снимать по отдельности, а уже при монтаже сведут в один кадр.
«Так что свой страстный монолог любви Гафт наговаривал на меня. А потом мы подклеивали к нему Яковлеву», — вспоминала Юлия Константинова.
К слову, в том, что Гафт может работать без партнерши, группа убедилась еще во время кастинга. Изображая, как Сатанеев будет ухаживать за Аленой, Гафт тогда взял обычный стул и начал признаваться ему в любви. Причем делал это настолько эмоционально, что вся женская половина съемочной группы осталась в восторге. Как позже шутил Бромберг, перед обаянием Гафта устоял только стул.
«Ты что, поэзию знаешь?»
И все-таки были моменты, когда напряжение между Гафтом и Яковлевой спадало. В декабре 2020 года в телепрограмме, посвященной памяти Валентина Гафта, актриса рассказала об одном таком случае.
По словам Яковлевой, однажды съемки затянулись далеко за полночь. Всем очень хотелось спать и Александра, чтобы немного подбодрить коллег, принялась читать вслух стихи Осипа Мандельштама.
Это очень удивило Гафта, и он спросил:
«Ты что поэзию знаешь? И Пастернака?»
Вместо ответа Яковлева прочла еще несколько стихотворений.
Затем Александр Абдулов блеснул эрудицией и продекламировал стихи малоизвестных узбекских поэтов.
Гафт тоже не смог устоять и прочел стихотворение Владимира Маяковского, поразив всех присутствующих силой и мощью декламации.
После этого, по словам Яковлевой, такие стихотворные посиделки стали у них доброй традицией.