В 5-6 лет у ребенка начинают развиваться когнитивные навыки, необходимые для понимания базовых финансовых аспектов: идентификация монет, пересчет сдачи, сопоставление небольших сумм с желаемыми покупками.
«Деньги — аналог ценностей, которым важно обучить ребенка», — говорит Джанет Боднар, автор книги «Доллары и их смысл для детей». «Умение разумно тратить и откладывать получение удовольствия развивает терпение и навыки планирования в разных сферах жизни».
Попробуйте обучить ребенка финансовой грамотности с помощью этих стратегий:
Объясните, как работают деньги
Ребенок должен знать, что в банкоматы не вмонтирован печатный станок. Объясните, что банк — это что-то вроде большой копилки, где хранятся ваши сбережения, пока они вам не потребуются. Расскажите, что потраченная сумма уходит навсегда, а пополнить счет можно только после получения зарплаты. Ребенок должен понять, что расходы нужно тщательно планировать, а покупать всегда все, что пожелаешь, невозможно.
Развивайте у ребенка финансовые навыки
Подкрепите школьные уроки диаграммой, иллюстрирующей денежные эквиваленты, и повесьте на холодильник или в детской. Помогите попрактиковаться в обмене монет на купюры. Поиграйте «в магазин», развесив ценники на разных предметах, и помогите определить стоимость каждого. Вручите небольшую сумму и объясните, что этих денег хватит на покупку карандаша и мячика или одной машинки, но все сразу купить не получится — пусть выберет сам.
Дайте небольшую сумму на карманные расходы — ее должно хватить на мелкие покупки вроде мороженого, наклеек или заколок. Когда в следующий раз вместе соберетесь в магазин, попросите ребенка взять свои деньги, если он хочет что-то купить. Если ничего не осталось, а мороженое ему хочется, скажите, что придется подождать следующей выплаты. Не сдавайтесь, иначе все усилия будут напрасны, рекомендуют детские психологи.
Если ребенок хочет купить что-то более серьезное, например, книгу или игрушку, помогите подсчитать, сколько нужно откладывать каждую неделю, чтобы накопить нужную сумму. Организуйте прозрачную копилку, чтобы можно было наблюдать за ростом накоплений. Доктор Блэкбери советует учить детей тратить деньги не только на себя, но и на благотворительность.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что карманные деньги не должны зависеть от выполнения домашних обязанностей: «Дети должны помогать, потому что они часть семьи, а не потому, что им платят», — считает Ирен Лич, доктор философии из Технологического Университета Вирджинии.
Позвольте ребенку тратить
Если он хочет что-то купить, помогите отсчитать верную сумму. Пусть отдаст деньги кассиру и дождется сдачи. Если он хочет потратить 300 рублей на игрушки из автомата вместо того, чтобы еще немного подкопить на хорошую машинку или куклу, подскажите этот вариант, но позвольте самостоятельно принять финальное решение. Можете оставить за собой право вето, если считаете покупку совершенно неуместной.
Предлагайте способы дополнительного заработка
Дети должны понять, что благодаря работе у них может быть больше денег. Составьте список дел, которые ребенок может выполнять помимо обычных обязанностей, например, уборка кошачьего лотка или полировка столовых приборов, и обозначьте суммы, которые вы готовы заплатить.
Все эти способы помогут ребенку с малых лет более бережно относиться к деньгам, что поможет им и во взрослой жизни.