К 11 годам минская школьница Юля Космачева снялась в 8 картинах. Причем это были не только детские («Сказки старого волшебника», «Что у Сеньки было»), но и взрослые фильмы. Например, в мелодраме «Белые Росы» она сыграла дочку главного героя Галюню.
Девочка мечтала стать настоящей актрисой. Но ее планам не суждено было осуществиться. Когда Юле Космачевой было всего 24 года, она скоропостижно умерла. Что случилось с подававшей такие надежды актрисой?
«Мама, мы идем на кинопробы»
Юлия Космачева родилась 2 марта 1976 года в Минске. Ее мама Татьяна Владимировна работала директором съемочной группы на белорусском телевидении — сначала в детской редакции, а потом и в музыкальной.
Неудивительно, что сниматься Юля начала чуть ли не с пеленок. Девочка неоднократно появлялась в различных детских передачах и даже была одной из ведущих песенного конкурса «Красные гвоздики».
Зато в кино Юля попала самостоятельно, без маминой протекции.
Однажды в танцевальную студию «Ровесник», где занималась Космачева, пришел режиссер студии Беларусьфильм Ефим Грибов. Он как раз приступал к съемкам своего первого фильма — короткометражки «Обуза» и искал девочку на главную роль.
«Я как раз приехала из командировки, а Юля мне говорит: «Мама, мы идем на кинопробы»—, вспоминала Татьяна Космачева.
«Поворачивается к камере — и слезы градом»
Художественный совет студии Юлю утвердил, а вот Грибов неожиданно засомневался в своем выборе. Дело в том, по сценарию у девочки Оли, которую должна была играть Космачева, умирает мама. Через время папа приводит в дом любимую девушку Свету и просит ее остаться насовсем. А та, посчитав, что Оля будет ей обузой, предлагает отдать девочку в круглосуточный детский сад.
А сомневался режиссер потому, что увидел: веселая и жизнерадостная Юля Космачева — полная противоположность своей несчастной героини. Но Юля, узнав, почему ее могут отстранить со съемок, сама предложила Грибову сделать пробу самого грустного эпизода — когда Оля, услышав про круглосуточный садик, горько плачет.
По словам Татьяны Космачевой, она очень переживала, как Юля, которая практически никогда дома не плакала, сможет войти в образ.
«А она повернулась спиной, постояла пару минут и говорит: «Все, я готова». Поворачивается к камере — и слезы градом. Я чуть сама не расплакалась», — рассказывала Татьяна.
Хотя Грибов все-таки стал снимать Юлю в «Обузе», отношения между юной актрисой и режиссером были очень натянутыми. Причина была в том, что девочка не всегда соглашалась со сценарием и часто напрямую говорила Грибову:
«Вы снимаете это неправильно. Так дети никогда не делают».
Сниматься в двух картинах одновременно Юле было тяжело
Работа над «Обузой» еще не была окончена, а слух о талантливой девочке уже «побежал» по студии. И добрался до работников съемочной группы картины «Белые Росы», которые как раз искали юную актрису на роль Галюни.
Режиссеру Игорю Добровольскому, снимавшему «Росы», Юля очень понравилась и он не задумываясь ее утвердил. Правда, роль Галюни пришлось немного уменьшить — сниматься в двух картинах одновременно девочке было тяжело, а сроки поджимали.
Не успели первые две картины с участием Космачевой выйти на экраны, как девочка уже получила новое предложение. Режиссер Одесской киностудии Радомир Василевский пригласил ее на роль Маруси в детский приключенческий фильм «Что у Сеньки было». Пришлось маме срочно брать отпуск и лететь с дочкой в Одессу.
«Я так хочу побыть Красной Шапочкой!»
Однажды, снимаясь в «Сеньке» Юля узнала, что в соседнем павильоне скоро начнется работа над картиной «Сказки старого волшебника», а пока идет кастинг детей-артистов.
Недолго думая, девочка нашла режиссера «Сказок» Наталью Збандут и заявила:
«Разрешите мне сыграть Красную Шапочку. Я так хочу побыть Красной Шапочкой! Я расту, и никогда потом не смогу быть Красной Шапочкой!»
А когда Космачеву утвердили, она, по словам мамы, была на седьмом небе от счастья. И каждый раз, приходя со съемок, взахлеб рассказывала, с кем из известных артистов сегодня встретилась.
Действительно, фильм «Сказки старого волшебника», снятый по мотивам произведений Шарля Перро, собрал целое созвездие знаменитостей — Антон Табаков, Игорь Кваша, Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Евгений Евстегнеев, Игорь Дмитриев и многих других.
«Идет какой-нибудь «Азербайджанфильм», а голос — Юлин»
Интересно, что в отличие от большинства детей-актеров, которых приходится потом переозвучивать, Юля во всех картинах говорила своим голосом. Более того, девочке так понравился процесс озвучивания, что вернувшись в Минск, она начала дублировать иностранные фильмы и мультфильмы.
«Порой включаешь телевизор, идет какой-нибудь «Азербайджанфильм», а голос — Юлин. В каком-то фильме в одном кадре она озвучивала девочку, мальчика и фрейлину, и всех разными голосами»,— вспоминала Татьяна Космачева.
К 1987 году, когда Юле Космачевой исполнилось 11 лет, в ее послужном списке было уже 8 картин. Последний фильм, в котором девочка снималась — музыкальная комедия «Топинамбуры».
«Она спешила жить»
В конце 80-х в киноиндустрии началась эпоха застоя и фильмов стали снимать гораздо меньше. Но Юля не отчаивалась, что ее больше не приглашают на съемки. Девочка была уверена, что все равно в будущем станет актрисой.
Однако планам Юли не суждено было осуществиться. К моменту, когда она закончила школу, студия Беларусьфильм пришла в полный упадок. А отпускать дочку в Москву родители побоялись.
По совету мамы Юля подала документы на факультет журналистики Минского университета. Поначалу учеба ей не нравилась, но мало-помалу девушка втянулась.
Став професиональной журналисткой, Юля начала работать на телевидении, вела несколько музыкальных программ. Кроме того, она принимала участие в организации ежегодных фестивалей «Славянский базар», работала над созданием своей авторской передачи.
«У меня такое ощущение, что она спешила жить. К 24 годам столько успела! Даже успела выйти замуж и развестись. И все время говорила: «Как мне повезло в жизни! Я занимаюсь любимым делом», — вспоминала Татьяна.
По словам Юлиной мамы, дочка всегда находилась в хорошем настроении, никаких мрачных мыслей или мучительных переживаний у нее не было. Словом, ничего не предвещало трагедию. И, тем не менее, она произошла.
«Что случилось на самом деле, я до сих пор не знаю»
Субботний день 17 декабря 2000 года Татьяна Владимировна и сегодня, спустя 20 лет, помнит буквально по минутам. Юля с самого утра была веселой, все время что-то напевала, то и дело пускалась в пляс. Помогала маме по дому — кое-что постирала, нажарила на ужин целую сковородку картошки.
Ближе к вечеру Юля сказала родителям, что пойдет к своему другу в соседнюю квартиру. Предупредила, чтобы не беспокоились и ложились спать.
А в три часа ночи сосед позвонил Татьяне по телефону и прокричал, что Юля умерла. Обезумевшая от ужаса женщина бросилась в соседнюю квартиру и увидела, что дочка без признаков жизни лежит на диване.
По словам парня, они с Юлей играли в кости и все было хорошо. Потом он ненадолго вышел в магазин, а когда вернулся, девушка уже была мертвая.
Приехавшие по вызову врачи скорой помощи сказали, что смерть 24-летней девушки наступила в считанные секунды от внезапной остановки сердца.
«Что случилось на самом деле, я до сих пор не знаю. У нее было столько планов! Юля вела дневник — в нем ни слова, ни намека на мысли о смерти. И депрессии у нее не было. И мое сердце ничего дурного не чувствовало. А я бы сразу поняла, если бы Юльку что-то мучило…», — говорила Татьяна.
Через несколько дней на экраны вышел очередной выпуск программы «Столичный хит», который вела Юлия Космачева. Но вместо улыбающейся Юли зрители увидели на экране ее портрет в траурной рамке.