Хороший учитель − не только тот, кто обладает знаниями, которые соответствуют профессиональным стандартам. Порой ученикам и родителям бывает сложно составить портрет идеального, по их мнению, педагога. Но мы объединили ответы респондентов, попытавшихся ответить на этот сложный вопрос. Оказывается, хороший учитель − это не всегда строгая тетя в очках, которая знает все на свете.
По мнению одного из соавторов проводимых исследований доцента СПбГУ Леонида Илюшина, проблема обучения будущих педагогов состоит в том, что их нацеливают на проведение сугубо традиционных уроков. Однако подавляющее число учеников хотят выбирать занятия сами.
Вы удивитесь, но одно из качеств хорошего педагога − это умение задавать правильные вопросы и слушать.
Вот еще несколько качеств учителя, который для детей как второй родитель:
Умение лавировать
Согласно одному из опросов, почти 50% учеников хотят, чтобы учитель «был на одной волне» с учениками, но при этом имел среди них авторитет. Это означает, что школьники ждут от педагога понимания, гибкости и умения лавировать между любыми подводными камнями.
Хороший учитель никогда не делит класс на «хороших» и «плохих» учеников. Он понимает, что кому-то его предмет дается лучше, а кому-то хуже. Однако проявляя разумный подход и креативность, он может «влюбить в свой предмет» даже изначально незаинтересованных детей.
Экспертное знание предмета
Разумеется, хороший учитель должен знать свой предмет в совершенстве. Однако настоящая сила талантливого педагога заключается в умении задавать правильные вопросы, которые наводят учеников на нужные мысли.
Хороший учитель поощряет учеников размышлять, сомневаться и думать. Он не выдает заученные фразы и заготовленные клише. Его задача − направлять детей в нужное русло.
По мнению Ирины Прудниковой, учителя рисования и истории, современный педагог обязан чувствовать каждую струну детской души.
Понятное чувство юмора
Согласно масштабному исследованию, в котором участвовали более трех тысяч школьников из 50 регионов стран, хороший учитель − это обязательно человек с юмором. Такой ответ дали 66% учеников.
Нет, это не означает, что педагог должен безмерно хохмить и юморить. Однако он воспринимает окружающую среду адекватно. Что еще важнее − такой педагог может обернуть любую ситуацию в свою пользу, причем с наименьшими затратами. Хороший учитель может найти смешной смысл, и это здорово.
Справедливость
Это качество упомянули абсолютно все ученики и их родители, поскольку учитель обязан быть объективным. Правильный педагог должен оценивать школьников, не руководствуясь предвзятым мнением. Он не имеет права вешать ярлыки или делить класс на отличников и двоечников.
По мнению Полины Баскаковой из 9 класса, идеальный учитель не считает свой предмет самым важным. Действительно, задача хорошего педагога − не только делиться своими знаниями с детьми, но и учить их делать правильный выбор в жизни.
Желание развиваться
Учитель информатики Владимира Красько считает, хороший педагог всегда учится сам. Он находит вдохновение в своем труде, участвует в общественных делах и имеет хобби. Иногда даже очень хороший учитель может дойти до стадий выгорания, но этот процесс никогда не перейдет в хронический. Почему? Просто потому что этот педагог любит свое дело и, да, неугомонных учеников тоже.
Конечно, об этой теме можно говорить бесконечно долго. Каждый учитель должен быть психологом, профессионалом и просто человеком, любящим не только свой предмет, но и детей. По мнению мамы второклассника Марины Соловей, учитель − не работа, а призвание. А еще это большая ответственность и великий труд.
Именно поэтому хороший учитель должен быть для детей примером для подражания.