Она исполнила многие знаковые песни советской эстрады, придав им по-настоящему межнациональное звучание и объединив традицию русского романса, советской эстрадной песни и церковного пения в нечто неповторимое.
1. Дочь «врага народа»
В судьбе Анны Герман — отголоски многих трагических событий XX века. Она происходила из обрусевших немцев-протестантов, переселившихся в Россию еще в конце XVIII – начале XIX вв. в поисках большей, нежели на родине, религиозной свободы. Но в XX веке русское гостеприимство обернулось дурной стороной: отец Анны, Евгений Герман, был заподозрен в шпионаже и расстрелян в 1938 году – через два года после рождения дочери.
Практически все родственники певицы – и по отцу, и по матери – были подвергнуты репрессиям. После ареста отца семья несколько лет скиталась по Союзу: Кемеровская область – Ташкент – Киргизия. В 1942 году мать Анны вышла замуж за офицера-поляка, но спустя год он погиб в битве под Ленино. Тем не менее, благодаря этому браку семье удалось переехать в Польшу, которая для Анны Герман и стала настоящей родиной.
2. Среди лучших
Путь к профессиональной сцене певица начинала во Вроцлавском университете, где училась на геолога. Она занималась художественной самодеятельностью в студенческом театре «Каламбур», и впоследствии благодаря знакомствам в театральной сфере смогла выступить на ІІІ Международном фестивале песни в Сопоте.
Через несколько лет Герман получила уже достаточно широкую известность – сначала в Польше, а затем и в Италии, где подписала контракт со звукозаписывающей компанией. Там она выступала на одной сцене с Адриано Челентано, Далидой, Дайаной Уорвик (двоюродной сестрой Уитни Хьюстон) и многими другими звездами мирового уровня. Анна Герман считала, что опыт на итальянской сцене дал ей очень много для профессионального развития, ведь именно там она сотрудничала и состязалась с лучшими популярными певцами своего времени.
3. Несоветская звезда советской эстрады
Свою музыкальную карьеру Анна Герман начала в Польше и Италии, но наибольшего успеха она добилась именно в СССР, став настоящей суперзвездой. В Стране Советов певица занимала особое, пограничное положение: она вписывалась в рамки официальной эстрады, но и выделялась на ее фоне: хоть и дружественная, но заграница, поет не только на русском языке, да еще и стоит в одном ряду не столько с советскими исполнителями, сколько с мировыми поп-звездами – Далидой или Адриано Челентано.
При этом Анна Герман гениально исполняла песни советских композиторов, а корни ее стиля специалисты видят в том числе и в русском сентиментальном романсе. В репертуаре Герман – множество песен авторства и вездесущего Владимира Шаинского, и Давида Тухманова, и, конечно, Александры Пахмутовой, и многих других советских композиторов. Так, именно благодаря Герман состоялась песня «Надежда» – ныне одна из самых известных в истории советской эстрады. А ведь до того, как песня попала к певице, от нее успел отказаться Иосиф Кобзон. Сегодня именно исполнение Анны Герман стало каноническим вариантом «Надежды».
4. Русская
Для советского слушателя Герман была символом необычайной глубины и проникновенности, всего того, что мы привычно обозначаем словом «душевность» — много точнее и тоньше, нежели сусально перепетый Есенин или так называемый «русский шансон». Вообще «русскость» и «душевность» Герман смогла выразить так, как никому до нее не удавалось.
Внутренняя строгость и совершенные вокальные данные певицы придавали форму даже самым, казалось бы, пошлым и до невозможности сентиментальным мелодиям и текстам (яркий пример – знаменитая песня «Когда цвели сады»). В исполнении Анны Герман «русская душевность» обретала воплощение и смысл, проницательность и проникновенность – вместо канонического надрыва и пьянящей экспрессии.
Эта строгость формы поддерживалась и регулярным обращением певицы к классике русской песни: она придала новое значение таким традиционным романсам как «Гори, гори моя звезда…» и лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу».
5. Вне трендов
Анна Герман никогда не гналась за современными музыкальными тенденциями. Напротив – она заново открывала и акцентировала уже устоявшиеся музыкальные жанры и направления: церковное пение, романсы, традиционную эстрадную песню. Из этого Герман и создала собственный стиль, который уже в ее время выглядел подчеркнуто устаревшим, что нисколько не умаляло популярности певицы.
Музыковеды сравнивают творчество Анны Герман со Скоттом Уокером и Фрэнком Синатрой, а некоторые ее песни («Я к тебе не подойду») называют «адаптацией R’n’B под нужды русской мелодики» и обещанием русского соула.
Как бы там ни было: своим примером артистка доказывала, что «попасть в обойму» и угадать дух времени – не единственный путь к слушателю, даже когда речь идет о жанре популярной песни. Герман пела то, что живо интересовало лично её, и она смогла передать этот интерес своим слушателям.
6. Трагическое столкновение
Что еще выделяет Герман на фоне советской эстрады, так это в целом не свойственное этой эстраде сближение певицы и ее лирической героини. За многими ее песнями стоит очень личная и, к сожалению, трагическая история.
Так, например, «Надежду» Анна Герман стала исполнять в период своего восстановления после автокатастрофы, и эта песня стала, прежде всего, ее личным гимном, символом возвращения к полноценной жизни.
Не менее личное звучание получила и песня «Колыбельная», обращенная к сыну, которого певица родила «поздно» и которому не смогла отдать столько времени и любви, сколько хотела: этому мешал и напряженный гастрольный график, и развившаяся в результате аварии болезнь. После автокатастрофы певица прожила всего 15 лет, но успела за это время вновь выйти на сцену и стать настоящей звездой.
7. Все песни о любви
Любовь – лейтмотив всех песен Анны Герман. При том, что эта вечная тема в популярной музыке обнаружила некоторую «заезженность» уже в 1960-е, многие группы и исполнители искали для себя новые решения вопроса взаимоотношения мужчины и женщины – чего стоит только психоделическая музыка.
Однако Герман оставалась в известном смысле старомодной, делая ставку как на силу и чистоту собственного голоса, свежесть интонации, так и на изощренность аранжировок, обновляющих привычные музыкальные стили, жанры и направления. Дива создала собственный канон любовной песни, который убедительно доказывает свою состоятельность на протяжении последних 50 лет.
Кажется, в ее репертуаре можно найти все оттенки любовного чувства. Одной из самых популярных стала трагическая, но светлая (как и сам голос Герман) песня «Эхо любви» для фильма «Судьба». Во время записи композиции приходилось постоянно прерываться – некоторые музыканты оркестра раз за разом начинали плакать и сбивались.