1. Дочь Щорса, жена Корчагина
Самойлова родилась в Ленинграде в мае 1934 года, ее мать — польская еврейка Зинаида Левина, инженер по профессии, отец — популярный актер Евгений Самойлов, известный на весь Советский Союз исполнитель роли полководца времен Гражданской войны Николая Щорса в одноименном фильме Александра Довженко.
Картина вышла на экраны в 1939 году, когда Тане было 5 лет. За роль красного героя Самойлов получил высшую награду страны – Сталинскую премию первой степени – и всеобщее обожание. В народный фольклор ушла песня из фильма, которую разучивали в детских садах и потом пели хором на утренниках:
Шёл отряд по берегу,
Шёл издалека,
Шёл под красным знаменем
Командир полка.
Голова обвязана,
Кровь на рукаве,
След кровавый стелется
По сырой траве.
Выросшая в артистической среде, Самойлова в школьные годы профессионально занималась балетом, ее даже звали учиться в студию при Большом театре, но Татьяна поступила в Щукинское театральное училище.
Во время учебы она познакомилась со студентом Василием Лановым, будущим главным русским актером-красавцем как минимум двух десятилетий подряд. В 1955 году на съемках фильма «Мексиканец», в котором Самойлова дебютировала как актриса, они поженились.
В этом браке и началась их звездная карьера: Лановой сыграл главную и крайне выигрышную роль в фильме «Павел Корчагин», киноповесть про еще одного героя гражданской войны, а Самойлова снялась в фильме «Летят журавли».
К молодым супругам-актерам моментально пришла общесоюзная, а к Самойловой вдобавок еще и мировая слава. Брак распался через три года после свадьбы – в 1958 году.
2. Триумф: «Летят журавли»
Пьесу «Вечно живые» тридцатилетний студент-заочник Литературного института Витя Розов написал в 1943 в Костроме, где находился в отпуске после ранения. Розов, как и тысячи его ровесников ушел добровольцем на фронт, потому что: «Если я честный, я должен» — слова главного героя Бориса Бороздина, девиз пьесы легендарного театра «Современник», который начался с постановки «Вечно живых» (1956 год), а позже и всего поколения шестидесятников.
Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Розова вышел на экраны в 1957-ом. Сюжет незамысловат: Борис, прекрасный юноша из интеллигентной семьи, погиб в окружении в первые же месяцы войны, так и не узнав, что его невеста Вероника его не дождалась — она вышла замуж за двоюродного брата Бориса, который по липовой справке отсиделся в тылу. Веронику играла Татьяна Самойлова.
По меркам идеологизированного советского кино Вероника — дрянь и «шлюха» (так отозвался об этой героине Никита Хрущев), но фильм Калатозова с невиданной для отечественного кинематографа свободой раздвинул рамки черно-белых клише: Вероника — положительный персонаж, совершивший ошибку и заслуживший право на прощение, точно также как Борис и мальчики-добровольцы заслужили право на вечную память и благодарность потомков.
Фильм Калатозова получил признание на Родине, в Советском Союзе «Летят журавли» замкнул 10-ку самых кассовых фильмов 1957 года, но настоящий триумф был заграницей: так, во Франции картина стала 4-м самым посещаемым фильмом года.
3. Канн-58
«Летят журавли» был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, и в 1958 году съемочная группа фильма отправилась во Францию.
Канн-58 вообще был «русским»: в программе «Братья Карамазовы» Ричарда Брукса с Юлом Бриннером (настоящее имя голливудской звезды Юлий Бриннер), еще один советский фильм «Хождение за три моря» с Олегом Стриженовым и картина «Мой дядюшка» Жака Тати (настоящее имя Яков Татищев). Фильм Тати получит Особый приз жюри и в том же году «Оскара» за Лучший фильм на иностранном языке.
Абсолютным триумфатором Канна-58 стали «Летят журавли» — публика стоя аплодировала создателям картины, фильм наградили главным призом — «Золотой пальмовой ветвью» — и это первая и до сих пор единственная высшая награда Каннского фестиваля, полученная отечественным фильмом.
Наглухо закрытая при Сталине и только начавшая открываться при его наследниках страна и советский зритель прежде мало что слышали про главный мировой кинофорум в Канне и толком не поняли, что за приз такой получили «Летят журавли» и какова его ценность. Широкого общественного резонанса событие не получило.
Награда стала сигналом для высшего советского руководства — у страны появились культурные деятели, признанные на Западе: режиссер Калатозов, гениальный оператор Урусевский и совсем юная, влюбившая в себя иностранного зрителя актриса Самойлова.
Самойловой в Канне досталась особая награда: приз «Апельсиновое дерево» с формулировкой «Самой скромной и очаровательной актрисе».
4. Калатозов-Урусевский
Помимо глубокого содержания и тонкого лиризма фильма «Летят журавли», творческий тандем Калатозов-Урусевский произвел настоящий фурор на Западе техническим совершенством своей работы. Камера Урусевского обладала необычайной для тех лет подвижностью, специально для съемок он придумал и впервые использовал круговые операторские рельсы. Революционную работу Урусевского в 50-х можно сравнить с тем, что в наши дни делает оператор Эммануэль Любецки.
В 1959 году на экраны вышел их очередной фильм. После развода с Лановым Самойлова вышла замуж за писателя Валерия Осипова, автора рассказа «Неотправленное письмо». Этот рассказ и стал основой для фильма. Самойлова вновь исполняла главную роль. Фильм снимали в тайге, в тяжелых условиях. Во время приема картины на худсовете первым делом спросили: «Актеры живы?»
«Неотправленное письмо» — героическая драма из жизни советских геологов, оказавшихся в сложных условиях в пылающей тайге. Сделанная на том же высоком уровне, картина оказалась слишком прямолинейной и простоватой по содержанию. Свою долю оваций за техническое мастерство команда фильма получила, но повторить триумф «Летят журавли» им не удалось.
5. Экспортная актриса
Успех в Канне обеспечил Самойловой особый статус самой известной русской актрисы для западного зрителя при относительно невысокой популярности в Советском Союзе. И в 60-х Самойлова снималась в фильмах «совместного производства»: «Леон Гаррос ищет друга» (СССР и Франция), «Альба Регия» (СССР и Венгрия), «Они шли на Восток» (СССР и Италия). Удачной работой можно считать только венгерскую «Альба Регию».
Стать большой звездой на Западе Самойловой не удалось, а в Советском Союзе об актрисе начали забывать — ни один из этих фильмов не имел широкого прокатного успеха и, фактически, для русского зрителя Самойлова как бы «выпала» лет на десять.
6. Лановой и Каренина
К отечественному зрителю Самойлова триумфально вернулась в 1967 году в роли Анны Карениной в классической постановке режиссера Александра Зархи. Фильм вошел в сотню самых успешных картин в советском прокате и стал второй по посещаемости экранизацией русской классики.
Партнером Самойловой по фильму — исполнителем роли Алексея Вронского, — стал ее первый муж, находящийся в зените славы Василий Лановой.
Вообще-то, Каренину она могла и должна была сыграть гораздо раньше: в 58-м Самойлову пригласили на эту роль в Голливуд, Вронского должен был играть Жерар Филипп. Но руководство Госкино не дало согласие на ее участие, словно предчувствовали, что десять лет спустя ей предстоит сыграть в советской версии.
О 33-летней актрисе снова заговорили — роль Карениной стала вторым и уже последним «звездным часом» Самойловой. Других больших картин с ее участием не было.
7. Забвение
Следующий фильм Самойловой «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова был недоснят и уничтожен по приказу руководства Мосфильма. С конца 60-х Самойлова появлялась в кино все реже и ярких работ больше не было, а с середины 70-х она и вовсе прекратила сниматься.
В 1963 году Татьяна вышла замуж за администратора Театра-студии киноактера, в котором играла. В этом браке Самойлова родила единственного сына Дмитрия, но в 1973 году супруги развелись. Для актрисы наступили долгие десятилетия забвения. Она не снималась в кино, не появлялась на телевидении, знаковых ролей в театре у нее тоже не было — для широкого зрителя Татьяна Самойлова попросту пропала.
Только в 1999 году она еще раз снялась в кино в небольшом эпизоде в роли матери главного героя в боевике «Двадцать четыре» режиссера Атанесяна, но назвать эту роль возвращением в кино при всем желании трудно, скорее — последнее прощание с большим экраном.
8. 4 мая
Самойлова родилась 4 мая в Ленинграде, а скончалась 4 мая в Москве в восьмидесятилетнем возрасте. В последние годы актриса жила одиноко, сын Дмитрий с семьей эмигрировал в Соединенный Штаты. Старость была омрачена материальными трудностями и многочисленными болезнями.
Самойлова работала с лучшими мастерами кино своего поколения, ее знал и любил отечественный и западный зритель, две большие роли сделали ее олицетворением русского кино и русской красоты.