1. Сирота
Элла Джейн Фицджеральд родилась в простой рабочей семье. Её отец был водителем погрузчика, мать – прачкой. Через 2 года после рождения дочери родители разошлись. В начале 1920-х вместе с матерью и отчимом маленькая Элла в ходе первой Великой миграции афроамериканцев переехала из Виргинии в Йонкерс, пригород Нью-Йорка.
У Эллы родилась сводная сестра. Семья из четверых человек жила в небольшой комнатке. Потом её сменило скромное жилище в бедном итальянском районе. Фактически с самого детства Фицджеральд росла на улице вместе с другими детьми из своего квартала.
Несмотря на бедность, детство Эллы было насыщено интересными событиями. Она любила танцевать, увлекалась бейсболом, кино и музыкой, успешно училась в школе и регулярно ходила в церковь.
Это относительное благополучие трагически нарушилось, когда Элле исполнилось 15. Её мама умерла в результате осложнений и травм, полученных при автомобильной аварии. Фицджеральд осталась сиротой, своего биологического отца она даже не помнила.
Вскоре начались проблемы в школе и дома. В конце концов девочка сбежала от отчима и переехала к своей тётке в Гарлем. В этот период она начала подрабатывать танцами в клубах и даже смотрительницей в борделе.
Элла многое узнала о жизни городского дна – общалась с проститутками и гангстерами, заядлыми игроками в азартные игры. Такой образ жизни привлёк к еще несовершеннолетней Элле внимание полиции, после чего служба опеки отправила её в сиротский приют.
Правда, там Фицджеральд провела немного времени. При первой же возможности она сбежала и какое-то время жила на улице, став бездомной. Спасла Эллу музыка.
2. Винил и церковь
Путь Эллы Фицджеральд к музыке начался ровно так, как он начинался практически у всех афроамериканских исполнителей того времени – с церкви. Её семья принадлежала методистскому течению христианства, и Элла практически каждое воскресение посещала службу.
Она росла в окружении церковных песнопений – спиричуэлсов и госпелов, в исполнении которых участвуют все прихожане. На этом поприще и развивался талант певицы, которая никогда не имела специального музыкального образования. В церкви же Фицджеральд получила первый опыт игры на фортепиано.
Другим источником стал собственно джаз. Элла запоем слушала виниловые пластинки и сразу же пыталась повторять услышанное. Она любила записи Луиса Армстронга, Бинга Кросби и многих других исполнителей, но чаще всего слушала группу «The Boswell Sisters» и мечтала петь как одна из её солисток – Конни Босуэлл.
У неё Фицджеральд училась технике джазового вокала. «Моя мама принесла домой запись Конни, и я просто влюбилась в её голос; я старалась петь как можно более похоже на Босуэлл», – вспоминала Элла.
Того опыта пения, который Фицджеральд получила в церкви, и той школы, что она самостоятельно вынесла из джазовых записей, оказалось достаточно для рождения одного из самых выдающихся голосов в истории джазовой музыки.
3. Гарлем
Оказавшись после смерти матери на улице, Элла Фицджеральд имела все шансы там и закончить свои дни. Выходом стал музыкальный конкурс «Любительские ночи» в ныне знаменитом гарлемском театре «Аполло». Элла сначала заявилась на конкурс как танцовщица, но в последний момент передумала и решила петь.
Она исполняла песни своей любимой Конни Босуэлл. На тот момент Фицджеральд исполнилось 17, и это было её первым выступлением на настоящей сцене. Из-за волнения во время исполнения первой композиции Элла едва не потеряла голос. Но собравшись, вторую песню, «Judy», она исполнила чисто и без запинки.
Зал встретил юную Фицджеральд восторженными аплодисментами. Её объявили победительницей конкурса. Наградой стали 25 долларов и приглашение выступать в театре целую неделю.
Так началась профессиональная музыкальная карьера Эллы Фицджеральд. «Однажды, там, на сцене, я почувствовала одобрение и любовь моей аудитории. Я знала, что хочу петь перед этими людьми весь остаток своей жизни», – вспоминала певица в одном из своих интервью.
На начальном этапе карьеры площадками для выступлений Фицджеральд стали театры, клубы и танцевальные залы Гарлема. Именно в этом нью-йоркском квартале «первая леди джаза» сделала свои первые шаги к мировой славе. Она же стала одной из тех, кто прославил Гарлем, дополнив его криминальную известность славой одного из самых передовых центров музыкальной Америки тех лет.
4. Эпоха биг-бэндов
Первый период в творчестве Эллы Фицджеральд тесно связан с таким явлением музыкальной культуры как биг-бэнд. Большие джазовые оркестры задавали тон в популярной музыке начиная с 1920-х до конца 1930-х годов. Выступления в «Аполло», знаковом для джаза месте, сделали фигуру Фицджеральд заметной среди профессионалов.
Вскоре она познакомилась с Чиком Уэббом – барабанщиком и руководителем собственного оркестра. И хотя Элла при первой встрече музыканту совершенно не понравилась (говорят, что он назвал её неряшливой, неуклюжей и даже «чёрным пугалом»), после удачного выступления на танцах в Йельском университете он согласился взять начинающую певицу в свой бэнд.
Именно с оркестром Уэбба Фицджеральд записала первые хиты, среди которых песни «Love and Kisses», «If You Ever Should Leave» и многие другие. Самой громкой удачей (первое место в американских чартах) в эти годы стала песня «A Tisket A Tasket» – переиначенная детская считалочка, написанная певицей вместе с Элом Фельдманом, а также её продолжение – песня «I Found My Yellow Basket».
В 1939 году Чик Уэбб умер, и Элла Фицджеральд возглавила его оркестр. Он был переименован в «Ella and Her Famous Orchestra» и просуществовал до 1942 года, когда всем стало ясно – эпоха классических биг-бэндов закончилась.
5. Голос бибопа
После роспуска оркестра, доставшегося Фицджеральд в наследство от Чика Уэбба, она приняла решение строить сольную карьеру. К тому моменту певица была уже достаточно известной и могла сама выбирать, с какими музыкантами работать.
Фицджеральд заключила контракт со студией Decca Records, а её продюсером стал известный в джазовом мире импресарио Норман Гранц. В эти годы певица сотрудничала с различными музыкантами, благодаря Гранцу часто выступала в знаменитой организованной им серии джазовых концертов Jazz at the Philharmonic.
Но наибольших успехов Элла достигла в рамках нового, только набирающего популярность джазового стиля – бибопа. Он дал ей заметную свободу и место для вокальной импровизации, позволив до совершенства отточить свой голос.
Наиболее заметной фигурой, с которой в этом направлении работала Фицджеральд, был легендарный трубач Диззи Гиллеспи. В союзе с ним Элла в полной мере освоила скэт – специфическую манеру джазовой вокальной импровизации, которая предполагает имитацию голосом звучания музыкальных инструментов.
Главными композициями в эти годы стали песни «Flying Home» (критики назвали её «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия»), а также песня, написанная Джорджем Гершвином «Oh, Lady Be Good!» – после того, как песню спела Фицджеральд, она стала ассоциироваться прежде всего с ней.
6. Songbooks
К середине 50-х Элла Фицджеральд была уже известнейшей джазовой певицей, которая менялась вместе с самим джазом и могла справедливо представительствовать от его имени. Но пик её карьеры был ещё впереди.
Несмотря на 20-летний опыт и вполне сложившуюся манеру Фицджеральд продолжала экспериментировать. Обнаружив, что ей стало тесно в рамках бибопа, певица решила сделать шаг в сторону и расширить свой репертуар. Специально для этого Норман Гранц создал лейбл «Verve Records», где и были записаны самые известные классические пластинки Фицджеральд.
Сама певица вспоминает о 50-х как о поворотной точке своей жизни: «Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка… Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили «The Cole Porter Songbook». Это был решающий момент моей жизни».
Альбом «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» стал первым из серии так называемых «сонгбуков». Принцип был простой – Элла Фицджеральд записывает пластинку, которая целиком состоит из песен того или иного композитора. Всего певица записала восемь таких пластинок, все они стали классикой, разошлись миллионными тиражами и сделали Фицджеральд настоящей звездой, известной далеко за пределами мира джаза. Среди композиторов и поэтов, чье творчество легло в основу песенников Фицджеральд, были Коул Портер, Ричард Роджерс и Лоренца Харт, Дюк Эллингтон, Ирвинг Берлин, Джордж и Айра Гершвины и другие.
Говоря о подходе к музыкальному материалу, газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что «эта коллекция песен была первым в своём роде проектом, посвящённым творчеству какого-то одного автора песен; поп-альбом стал одним из способов серьёзного изучения музыки».
Но подлинная причина популярности, конечно, была в голосе. Поэт-песенник Айра Гершвин – брат и соавтор Джорджа Гершвина, однажды даже заметил: «Я не понимал, насколько хороши написанные нами песни, пока не услышал, как их поет Элла Фицджеральд».
7. Голос
За свою многолетнюю карьеру Элла Фицджеральд заслужила множество премий и титулов. Её по праву называют «первой леди джаза» и считают одной из лучших вокалисток в истории. О популярности можно даже не говорить: сегодня имя певицы является едва ли не синонимом самого джаза.
Фицджеральд 13 раз становилась победительницей премии «Грэмми», она записала около 90 альбомов и продала более 40 миллионов пластинок. С ней работали лучшие музыканты и композиторы XX века, среди которых Джордж Гершвин, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон, Джо Пасс и многие другие.
Фицджеральд продолжала свою музыкальную деятельность до начала 90-х, то есть почти шесть десятилетий. И даже после своей смерти она остается не просто легендой, но фигурой, которая оказывает ощутимое влияние на современную музыку. Ей регулярно посвящаются новые композиции, существует джазовый музыкальный фестиваль её имени, а в нескольких кварталах от места рождения певицы действует театр, названный в её честь.
Но главное – голос. Она стал настоящим эталоном вокального искусства, и сохраняет это значение по сей день. Некоторые критики (например, Уилл Фридуолд) считают голос Эллы Фицджеральд одним из самых лучших и чистых, которые когда-либо слышало человечество.
Музыковед Генри Плезентс пишет, что секрет Фицджеральд не только в уникальном голосовом диапазоне (а он у неё больше, чем у большинства оперных певцов) или излучающем тепло и радость тембре, но в том, что певица никогда не совершала ошибок – она обладала безупречным чувством гармонии и ритма, она проживала мелодию. «Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе», – считает Плезентс.
8. Застенчивость
Элла Фицджеральд блистала на сцене, покоряла красотой и силой своего голоса, однако в обыденной жизни она была мягким и застенчивым человеком. Игравший вместе с ней трубач Марио Бауза вспоминал: «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке».
Певица не очень любила выступать с публичными речами, а получив очередную награду, стремилась поскорее уйти со сцены или начать петь – именно в песне она чувствовала себя собой в полной мере и могла забыть о своем страхе перед зрителями.
К своему статусу джазовой суперзвезды Фицджеральд относилась с юмором: «Какие-то детишки в Италии назвали меня «Мама-Джаз», это так мило! Только пусть не зовут меня «Бабушка-Джаз». В общем, никаких следов звёздной болезни.
После себя Элла Фицджеральд оставила не только музыку. В начале 90-х певица основала благотворительный фонд, который действует и сегодня. Организация оказывает помощь молодым музыкантам, больным диабетом (в том числе выделяет средства на исследование болезни), а также регулярно участвует в акции по раздаче книг детям из малоимущих семей.