Американцы сделали советских стюардесс нелепыми в сериале «Ход королевы». Как они выглядели на самом деле

Юлия Мельникова,
редакция Femmie

У режиссеров сериала «Ход королевы» довольно странное представление о том, как выглядели советские стюардессы.

«Ход королевы» / Netflix

У голливудских режиссеров всегда были немного странные представления о России. Стоить вспомнить хотя бы российского космонавта в шапке-ушанке, который ремонтирует орбитальную станцию гаечным ключом в фильме «Армагеддон». Недавно зрителей возмутил очередной ляп, когда они увидели советских стюардесс в сериале «Ход королевы». Девушки в нелепых нарядах смотрятся по меньшей мере странно. Рассказываем, как выглядели и что носили наши стюардессы в те годы на самом деле.

Ушанки и фартуки цвета хаки

«Ход королевы» / Netflix

Сериал «Ход королевы» посвящен не авиации, а шахматам, и советская стюардесса появляется там всего один раз. Но ее вид вызвал у российских зрителей разные эмоции — от гнева до гомерического хохота. И понятно почему, ведь на голове у девушки что-то среднее между ушанкой, платком и горшком. Этот странный головной убор украшен значком и закреплен под подбородком.

Одета стюардесса в голубую рубашку с погонами и фартук цвета хаки с эмблемой «Аэрофлота». Ноги в кадр не попали, но по законам жанра, там должны быть кирзовые сапоги или традиционные валенки. Странно, что художники по костюмам не удосужились просмотреть старые фотографии — они получили бы минимальное представление о том, как в реальности выглядели стюардессы.

После того, как советские самолеты стали совершать международные рейсы, бортпроводницы стали «лицом» не только отечественной авиации, но и всего женского населения СССР. Они должны были выглядеть элегантно, модно и привлекательно. Униформу разрабатывали ведущие модельеры, после чего она проходила контроль у чиновников всех уровней. Результат был соответствующим и абсолютно не похожим на военную форму.

До 1939 года на рейсах «Аэрофлота» стюардесс не было

@ aeroflot

До 1939 года на рейсах «Аэрофлота» не было бортпроводниц. Первой «небесной ласточкой» СССР стала Эльза Городецкая — девушку оформили кладовщицей и возложили на нее обязанности по уборке салона, закупке продуктов и приготовлению бутербродов для пассажиров. Позже стюардесс стало больше, а после войны им стали выдавать обмундирование.

Согласно приказу от 1946 года, бортпроводницам полагался комплект одежды, куда входил шерстяной костюм, модельные туфли и берет. Зимнее обмундирование включало меховую куртку, шапку-ушанку, валенки и перчатки. Строгого дресс-кода не было, но девушки должны были одеваться в костюмы со светлым верхом и темным низом.

При приеме на работу основное внимание обращали не на внешность, а на телосложение и навыки. Девушка должна была быть миниатюрной — рост около 160 см, вес — не более 50 кг. Кроме того, приветствовались навыки медсестры. Самолеты в те времена были технически несовершенными и не слишком комфортабельными. Поэтому они часто попадали в «болтанку», из-за чего пассажирам становилось плохо.

Первую униформу разработали для международных рейсов

@aeroflot

Первая униформа у стюардесс появилась в 1954 году — ее разработали исключительно для международных рейсов. За основу взяли элегантный гардероб британской вспомогательной службы ВВС. Форма состояла из строгого темно-синего костюма в английском стиле с блузкой и пиджаком, застегивавшемся на одну пуговицу, закрытых туфель и пилотки военного образца. Кроме того, им полагался плащ, пальто с подкладкой, фетровая шапочка и перчатки.

Одежда была строгой и функциональной — подкладку и воротник на пальто можно было отстегивать при необходимости. Наряд очень нравился девушкам — он изготавливался из высококачественной шерсти и хорошо подчеркивал фигуру.

С развитием международных рейсов у стюардесс появился летний вариант формы, так как в жарких странах в шерстяной одежде было слишком жарко. Он представлял собой серый приталенный костюм с пиджаком, который застегивался на три пуговицы, белую блузку и пилотку.

С открытием воздушного сообщения с США форма снова изменилась

@aeroflot

В конце 60-х «Аэрофлота» открыл воздушное сообщение с США, и форма советских стюардесс снова изменилась. Девушек одели в синие костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и хорошо стирались, в белые блузки с отложным воротником и ультрамодные по тем временам шляпки-таблетки. На груди и головном уборе присутствовала металлическая эмблема «Аэрофлота».

Новый гардероб стал настоящим прорывом в гражданской авиации, ведь он разрабатывался с учетом мировых модных тенденций. Особой гордостью стала шляпка-таблетка — именно в таких щеголяли известные красавицы Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и Грета Гарбо.

«Еще раз про любовь» / Мосфильм

Кстати, именно в такую форму одета одна их самых известных киностюардесс советского времени — Наташа в исполнении Татьяны Дорониной (фильм «Еще раз про любовь», 1968).

В 2002 году вышел ремейк картины под названием «Небо. Самолет. Девушка», где главная героиня носит имя Лара и форменный костюм в духе 60-х годов. Его можно увидеть и на Ларисе Ивановне из «Мимино» Георгия Данелии, хотя снимался он намного позже.

«Мимино» / Мосфильм

В 70-е синий костюм поменяли на бордовый

@aeroflot

В начале 70-х годов девушки сменили синий костюм на бордовый, а головным убором стала круглая фетровая шляпа с небольшой кокардой. В это же время у них появились служебные фартуки, в которых предполагалось обслуживать пассажиров. Возможно, их авторы «Хода королевы» и взяли за основу при создании костюма, но выглядели фартуки совсем иначе. Это были своего рода удлиненные жилеты с ярким национальным орнаментом — вертикальной узорчатой полосой на синем фоне.

Через несколько лет фирменный цвет «Аэрофлота» вернулся, но крой полностью соответствовал веяниям моды. Это был однобортный жакет с широким отложным воротником, четырьмя пуговицами и легендарной эмблемой-птичкой с правой стороны. А в качестве головного убора также осталась фетровая шляпа с небольшой кокардой.

«Экипаж» / Мосфильм

Имелся и летний вариант. Платья выше колен красного и синего цвета с короткими рукавами и простым, но женственным покроем. Они подходили как для работы, так и для досуга — если он, конечно, выпадал вечно занятым стюардессам «Аэрофлота». Именно такую форму можно увидеть на еще одной любимой стюардессе советских времен — Тамаре в исполнении Александры Яковлевой из фильма Александра Митты «Экипаж».

Униформа советских стюардесс за время существования Аэрофлота менялась не раз, но никогда не была похожа на то, что показали в сериале. Гардероб девушек из СССР не раз признавали самым элегантным в мире, поэтому авторам сериала не мешало бы получше проверять факты. Иначе в следующий раз они посадят за штурвал медведя в ушанке и валенках.

37
3
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook