Еще каких-то 40-50 лет назад эти актеры были просто невероятно популярны: зрители их обожали, а режиссеры наперебой приглашали сниматься в своих картинах. Кстати, многие фильмы с их участием и сегодня пользуются большим успехом.
Они получали различные государственные награды, однако звание Народного артиста СССР (высшая степень признания артиста в Советском Союзе) им так и не присвоили.
Николай Рыбников
Соглашаясь сниматься у начинающих режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера в фильме «Весна на Заречной улице», Николай Рыбников даже представить себе не мог, что через много лет эту картину назовут шедевром отечественного кинематографа. А роль простого рабочего парня Саши Савченко на многие годы станет визитной карточкой артиста.
В 50-60-х Рыбников по праву считался кумиром всей страны. А фильмы с его участием — «Высота», «Девушка без адреса», «Девчата», «Им покоряется небо» многие зрители знали буквально наизусть.
В последующие десятилетия актер продолжал активно сниматься, хотя главных ролей у него уже не было. Но и персонажей, сыгранных в молодости, было вполне достаточно, чтобы считать Николая Рыбникова народным артистом.
Леонид Быков
Успех и зрительская любовь пришли к Леониду Быкову еще в 50-60-х годах, когда на экраны один за другим выходили фильмы с его участием — «Максим Перепелица», «Укротительница тигров», «Алешкина любовь», «Добровольцы», «На семи ветрах».
Но по-настоящему народным артистом он стал уже в 70-х после премьеры картины «В бой идут одни «старики»». В 1974 году фильм собрал свыше 44 миллионов кинозрителей, заняв первое место в десятке самых кассовых фильмов того года, посвященных Великой Отечественной войне.
И сегодня «Старики» и следующий культовый фильм Быкова «Аты-баты, шли солдаты» считаются одними из лучших картин на военную тематику.
В 1974 году Леониду Быкову было присвоено звание Народный артист Украинской ССР (свои картины он снимал на киностудии имени А. Довженко). Возможно, со временем он стал бы Народным артистом СССР, если бы в 1979 году страшная автокатастрофа не оборвала жизнь 50-летнего актера и режиссера.
Андрей Миронов
Андрея Миронова большинство зрителей привыкли видеть в комедиях — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Соломенная шляпка», «Старики-разбойники», «Три плюс два». Сам же артист очень тяготился этим амплуа. Не раз он с горечью признавался друзьям, как больно и обидно ему остаться в памяти зрителей актером легковесных ролей.
К счастью, нашлись режиссеры, которые смогли рассмотреть в Миронове огромный драматический талант. Первым стал Александр Митта, в картине которого «Сказка странствий» Миронов сыграл одну из самых сильных и глубоких своих ролей — философа-путешественника Орландо. Немного позже Алексей Герман пригласил Миронова в фильм «Мой друг Иван Лапшин». Там Миронов сыграл мягкого, впечатлительного и добродушного писателя Ханина, окончательно порвав со своим кинематографическим амплуа, сложившимся за прошлые годы.
Владимир Высоцкий
Через много лет после смерти Владимира Высоцкого его назовут человеком, оказавшим колоссальное влияние на развитие отечественной культуры. А вот при жизни он был слишком неудобен для высокого руководства, которое старалось, чтобы об актере и барде было поменьше слышно.
Вот почему список ролей, которые так и не удалось сыграть Высоцкому, ненамного короче, чем список ролей сыгранных. Среди них Емельян Пугачев, Сирано де Бержерак, Остап Бендер и еще добрый десяток персонажей, которых ему так и не удалось воплотить.
Но зрители до сих пор слушают и поют песни Высоцкого и смотрят фильмы с его участием — «Маленькие трагедии», «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Интервенция».
Борис Новиков
Согласитесь, что без героев, талантливо и самобытно сыгранных Борисом Новиковым, многие советские фильмы просто потеряли бы свой шарм.
И, действительно, трудно себе представить другого артиста в роли Ильи Юргина из многосерийной картины «Тени исчезают в полдень», ювелира Либерзона из «Адъютант его превосходительства», деда Тимофея из лирической комедии «Белые росы», дворецкого Кремпа из детектива «Тайна «Черных дроздов» и многих других известных персонажей.
За свою творческую жизнь Борис Новиков сыграл в 150 фильмах. Среди его героев — прогульщики, художники, бригадиры, начальники автоколонн, военные, завхозы, алкоголики и даже князья. Особо удачно актеру удавались эпизодические роли за что его нередко называли «королем эпизода».
А как не вспомнить мультяшных героев, которых Борис Новиков озвучил своим неповторимым голосом, в том числе его знаменитого почтальона Печкина из мультсериала про Простоквашино. Впрочем, звание «народного артиста» актер все же получил, но лишь в перестройку — в 1994 году.
Савелий Крамаров
В 1974 году, когда за плечами Савелия Крамарова уже были роли в картинах «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Большая перемена», ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
Тогда на вопрос журналистов о дальнейших планах Крамаров с присущим ему юмором сказал:
«Буду теперь копить на народного».
Но стать Народным артистом СССР он не успел. Дядя, уехавший в Израиль, а также религиозность Крамарова (в особенности посещение синагоги и отказ от работы по субботам) сыграли с актером злую шутку. Советские режиссеры все реже предлагали ему роли, а к концу 70-х и вовсе перестали снимать.
В результате в 1981 году Крамаров эмигрировал в США. Однако в памяти зрителей он все равно остался действительно народным артистом.
Игорь Дмитриев
Игоря Дмитриева называли «главным аристократом советского кино». И действительно, его манеры, внешний вид, поведение всегда были безукоризненными, как у человека «голубых кровей».
Кстати, именно этот природный аристократизм чуть не загубил карьеру артиста. Дело в том, что в 50-70-х большинство картин снималось на производственную тематику. А представить Дмитриева в роли сталевара, землепашца или шофера было просто невозможно.
К счастью, были еще «костюмные» фильмы, в которых Игорь Дмитриев смотрелся очень органично. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить лишь некоторые роли артиста: князь фон Веллергейм в «Сильве», полковник Джеральдин в «Приключениях принца Флоризеля», Франк в фильме-оперетте «Летучая мышь», Великий Князь в «Прощание с Петербургом», граф Федерико в «Собаке на сене».
Петр Вельяминов
Сниматься в кино Петр Вельяминов начал поздно. Свою первую роль — Захара Большакова в картине «Тени исчезают в полдень» он сыграл в 45 лет. Зато после выхода фильма на экраны никому неизвестный провинциальный актер в одночасье стал кумиром миллионов зрителей.
Режиссеры тоже не оставили Вельяминова без внимания и регулярно приглашали на съемки. Кстати, среди 80-ти сыгранных Вельяминовых ролей, нет ни одной проходной. Даже в небольшой эпизод артист вкладывал все силы.
Назовем лишь несколько значительных работ Петра Вельяминова, каждая из которых достойна присвоения звания Народного артиста СССР — Поликарп Кружилин («Вечный зов»), Михаил Муравьев («Пыль под солнцем»), Иван Ильич («Пираты ХХ века»), Алексей Строгов («Командир счастливой Щуки»), Мелентий («Ермак»).
Александр Демьяненко
Имя артиста Александра Демьяненко у подавляющего большинства зрителей прочно ассоциируется с Шуриком из комедий Леонида Гайдая. Поэтому мало кто помнит, что в фильмографии артиста есть немало серьезных драматических ролей.
Среди них младший лейтенант Иевлев («Мир входящему»), следователь КГБ Поликанов («Государственный преступник»), приказчик Илья Сохатых («Угрюм-река»), молодой ученый Дмитрий Лебедев («Рокировка в долинную сторону»), колхозник Иван Заболотный («Журавль в небе»), ученый Парай в «Белых одеждах» и многие другие.
Кстати, роль Шурика Демьяненко не любил и неоднократно говорил, что она испортила ему карьеру. Хотя и не отрицал, что всенародную популярность ему принес именно этот незадачливый персонаж из культовых гайдаевских комедий.
Михаил Кононов
Всенародным любимцем Михаил Кононов стал после роли Нестора Северцева в 4-х серийной картине «Большая перемена». Интересно, что артист долго не соглашался сниматься в этом фильме — уж слишком карикатурным казался ему герой.
Да и впоследствии «Большую перемену», свой самый звездный фильм, Кононов называл «безделкой». А главными ролями в своей жизни считал Фому в картине А. Тарковского «Андрей Рублев» и Алешу Семенова в военной драме Г. Панфилова «В огне брода нет».