1. Актерская династия
Розмари Магдалена Альбах, таково настоящее имя знаменитой Роми Шнайдер, родилась в актерской семье. Её мама Магда Шнайдер стала сниматься в кино в 30-е годы, а отец Вольф Альбах-Ретти дебютировал еще в 20-х. Он был потомственным актером, сыном австрийской придворной актрисы Розы Альбах-Ретти, чьи родители также были театральными артистами и принадлежали старинной династии, берущей свое начало в Италии.
Другими словами, Роми Шнайдер – актриса далеко в не первом поколении, и в её лице можно увидеть воплощение многовековой истории европейского театра. И хотя Роми в детстве очень мало общалась с родителями, она рано почувствовала свое призвание. «Музыка, театр, кино, путешествия, искусство. Эти пять слов заставляют кипеть мою театральную кровь», – записала она в своем дневнике в 13 лет. Уже через год после этой записи Роми сыграла свою первую роль.
Значительную часть карьеры Роми работала бок о бок с родителями. Она и на экране впервые появилась благодаря матери, а став звездой, уже сама помогала ей и отцу найти работу в кино. Отчим Роми Ганс Герберт Блацгейм долгое время был менеджером актрисы – он почти полностью контролировал её финансы и участвовал в подборе новых ролей.
2. Монастырь
Родители Роми развелись, когда девочке было всего 7 лет. Часть детства она вместе с младшим братом жила у бабушки с дедушкой, которые и отвечали за её воспитание. Когда Роми подросла, её определили в школу-интернат для девочек при монастыре в Эльсбетене. Впоследствии одна из монахинь рассказывала французской прессе, что отец никогда не посещал свою дочь, а мать Роми навещала её всего несколько раз.
В интернате Роми была известна как фантазерка и хулиганка. Она часто рассказывала выдуманные истории (например, о том, как регулярно ужинает со знаменитым американским актером Гэри Купером), прогуливала занятия, не отличалась выдержанностью и дисциплинированностью.
Точные науки будущей актрисе давались с трудом, зато с рисованием, пением, историей и прочими гуманитарными предметами проблем не было. Роми постоянно играла в школьном театре и пела в церковном хоре. Уже тогда она видела себя исключительно в искусстве и втайне мечтала об актерской карьере.
3. Девушка в цвету
Родителям о своих мечтах Роми не рассказывала. Окончив школу, она едва не поступила в Кельнское художественное училище. Но как раз в этот момент Магда Шнайдер начинала сниматься в картине «Когда цветёт белая сирень». Она попросила продюсеров и режиссера попробовать на роль дочери своей героини 14-летнюю Роми.
Причем по договоренности с режиссером, если бы дочь не показала явных актерских способностей за первую неделю съемок, её должны были заменить. Но Роми отлично справлялась, хотя и не имела никакого серьезного актерского опыта и образования.
Талант дебютантки в первый же день отметил знаменитый актер Вилли Фрич. В своем дневнике Роми оставила восторженную запись об этом: «Я уже закончила с первым эпизодом. Все были мной очень довольны, кроме мамы. Вилли Фрич даже сказал в первый же день: «Удивительно, как она свою роль не просто играет, но и внутренне проживает. Действительно, великолепное дарование!» И при этом он имел в виду меня! Вот это комплимент! Мне его сделал профессиональный киношник. Я жутко покраснела и вышла».
Роми играла совсем юную, романтичную девушку, которая невольно увлекала зрителя своей красотой и молодостью, и придавала атмосфере фильма легкость и очарование. И хотя актриса была не на главных ролях, её невозможно не заметить. И уже в этой, самой первой своей работе, Роми Шнайдер заявила о себе как о безоговорочно талантливой актрисе. Неудивительно, что сразу после дебюта она стала получать одно предложение за другим.
4. Королева
Второй работой Роми Шнайдер стала роль странствующей циркачки в картине «Фейерверк». Но настоящий прорыв случился благодаря фильму «Молодые годы королевы». Роми сыграла юную королеву Викторию, и эта роль во многом определила первый этап её карьеры. История любви королевы Виктории и принца Альберта оказалась чрезвычайно популярной у зрителей и превратила начинающую актриса в восходящую звезду немецкого кинематографа.
Интересно, что изначально на роль была утверждена другая актриса. Но после встречи с Роми режиссер Эрнст Маришка отдал предпочтение ей. Успех костюмной исторической мелодрамы про английскую королеву сподвиг Маришку на картину «Сисси» – повествование об ещё одной монаршей особе, принцессе Елизавете Баварской. Главную роль вновь исполнила Роми Шнайдер.
Зрители настолько хорошо приняли фильм, что в срочном порядке последовало продолжение: картины «Сисси — молодая императрица» и «Сисси. Трудные годы императрицы». Роль Елизаветы сделала Роми Шнайдер одной из самых популярных актрис в Германии. Намечался и четвертый фильм об австрийской императрице, но Роми, несмотря на огромный гонорар и гарантированный успех у зрителей, отказалась в нём сниматься.
Она боялась превратиться в актрису одной роли и решила искать для себя более творческие и осмысленные работы. Впрочем, через 15 лет Шнайдер вернулась к образу Елизаветы, но совсем в другом фильме – в картине знаменитого Лукино Висконти «Людвиг».
В целом же, роли всевозможных принцесс, королев, великосветских дам не только способствовали росту популярности Шнайдер, но и мешали её развитию в творческом плане. Роми пришлось приложить много сил, чтобы преодолеть некогда прославивший её типаж.
5. Ален Делон
Актерская карьера Роми Шнайдер развивалась так стремительно, что времени на личную жизнь вне съемочной площадки практически не оставалось. За 4 года Роми прошла путь до одной из самых популярных актрис Германии и получила известность во всей Европе. В 1958 году 20-летняя Шнайдер стала еще и самой высокооплачиваемой немецкой актрисой, получив за фильм «Кристина» 500 тысяч марок.
Именно на съемках этой картины она познакомилась с тогда еще никому не известным Аленом Делоном. Любовь, изображаемая актерами на экране, вскоре нашла продолжение и в их реальной жизни. Несмотря на протесты родителей, которым Делон категорически не нравился, Роми стала с ним встречаться. Пара объявила о помолвке и собиралась пожениться.
Делон сыграл роль не только в личной, но и в профессиональной судьбе Шнайдер. Желая найти для себя новые, более нестандартные и драматически насыщенные актерские задачи, Роми вместе с будущим (как она искренне верила) мужем переехала в Париж и начала сниматься во французском кино.
Делон познакомил Шнайдер с Лукино Висконти, с которым актриса впоследствии много работала и называла одним из своих учителей. Знаменитый режиссер предложил Роми и Делону исполнить главные роли в его театральной постановке «Как жаль, что она – шлюха!» по пьесе средневекового драматурга Джона Форда.
Постановка, прямо обращавшаяся к теме запретной любви между братом и сестрой, носила скандальный и антибуржуазный характер. «Эту пьесу трудно играть, ибо нужны очень молодые, свежие, очень красивые исполнители. Чтобы зритель понял, почему эти двое потянулись друг к другу. Эта пара идеальных любовников призвана обнажить низменность страстей и глубокую порочность общества. Ален и Роми смогут это сделать, к тому же они действительно выглядят как брат и сестра», – объяснял Висконти в одном из своих интервью.
Пьеса была одним из первых успехов Роми Шнайдер во Франции. На премьере присутствовали Жан Кокто, Анна Маньяни, Ингрид Бергман, Ширли Маклейн и многие другие звезды. По сути, эта совместная работа с Делоном стала для Шнайдер пропуском в мир французского кинематографа.
Яркая и нестандартная роль помогла актрисе вырваться за пределы типажа великосветской дамы. Кроме того, готовясь к роли в спектакле, Роми заметно продвинулась во французском языке, который до знакомства с Делоном совсем не знала.
Вскоре Шнайдер снялась в фильме Висконти «Боккаччо-70» и картине Орсона Уэллса «Процесс» – экранизации одноименного романа Франца Кафки. В это же время Ален Делон стал настоящей суперзвездой. Он и Роми считались одной из самых блистательных звездных пар.
Но несмотря на красивую картинку для публики и успехи каждого из актеров в своей личной карьере, их отношения постепенно разваливались. Актеры постоянно пропадали на съемках, все меньше времени проводили вместе. В конце концов, у Делона появилась любовница, и его история с Роми окончилась разрывом.
Вопреки своему обещанию Делон женился не на Роми, а на другой женщине. Шнайдер болезненно переживала этот разрыв, однако впоследствии актеры еще несколько раз работали вместе и сохраняли болезненно-дружескую связь. Одним из самых значительных совместных их фильмов стала картина «Бассейн», в которой Делон и Шнайдер вновь сыграли возлюбленных.
6. Гранд-дама
Хотя громкую славу Роми заработала еще в немецком кино, наиболее значительные с художественной точки зрения роли она сыграла во Франции. Эта страна стала для актрисы вторым домом, с ней связана самая страстная любовь её жизни и поворотный момент в карьере.
В каком-то смысле Шнайдер, прожившая такую недолгую жизнь, успела построить две совершенно разных актерских карьеры. В 50-х она состоялась как звезда немецкого кино, а в 70-х – более утонченного французского. Сегодня Шнайдер по праву считается не только немецкой актрисой, но и французской. Она заняла место в национальном звездном пантеоне сразу двух стран.
Во Франции актриса получила и свои главные кинематографические премии. «Сезар» в 1976 году за Лучшую женскую роль в картине «Главное — любить» и в 1979 – за роль в фильме «Простая история». Всё это усилило международную известность Роми. Успех актрисы был также отмечен титулом Гранд-дамы французского кино.
7. Черная полоса
Успехи в профессии у Роми Шнайдер сопровождались неудачами в личной жизни. После так и несостоявшейся свадьбы с Аленом Делоном, актриса познакомилась с режиссером Гарри Майеном.
Они поженились в 1966 году, у пары родился сын, и какое-то время брак был счастливым. Однако спустя семь лет он распался. Роми переехала в Париж вместе с сыном и вышла замуж за своего личного секретаря Даниэля Бьязини. Вскоре она во второй раз забеременела, но потеряла ребенка, попав в автомобильную аварию.
Спустя два года актриса вновь забеременела и родила дочь – Сару Магдалену Бьязини. Но вслед за этим событием произошла целая череда трагических несчастий. Сначала повесился Гарри, бывший муж актрисы. Он страдал депрессией, тяжело переживал разлуку с сыном, и Роми винила себя в недостаточном внимании к нему. Потом испортились отношения и с Бьязини. В 1981 году Роми подала на развод.
Кроме того, актрисе была сделана операция по удалению почки. При этом Шнайдер продолжала сниматься всё с той же отдачей, не жалея сил и нервов при работе над каждой своей ролью. Для устранения физической и душевной боли Роми все чаще употребляла алкоголь и экспериментировала с лекарствами.
Самым серьезным потрясением для актрисы стала случайная и нелепая смерть 14-летнего сына, который напоролся на кол ограды, пытаясь перелезть через забор. Это окончательно подкосило здоровье Шнайдер. Спустя примерно год после смерти сына актрису нашли мертвой за собственным письменным столом.
Официальной причиной смерти признали сердечную недостаточность. Роми было всего 43 года, и, похоже, она просто выгорела дотла. «Это актриса, сдирающая с себя кожу», – сказал когда-то работавший вместе со Шнайдер актер Мишель Пикколи. Но когда сдирать с себя кожу приходится не только в кадре, но и в собственной жизни, никакого профессионализма не хватит.
Незадолго до смерти рядом с актрисой вновь возник Ален Делон. Он пытался помочь ей справиться с депрессией и предлагал сделать совместный фильм. Когда Роми умерла, именно Делон занимался её похоронами и настоял на перезахоронении останков её сына в могиле матери.
О Роми Шнайдер французский актер вспоминает до сих пор – с нескрываемой любовью и болью. «Я не могу смотреть фильм «Бассейн», потому что Роми Шнайдер нет рядом. Она самый частый гость моих воспоминаний», – признается Делон в одном из своих интервью.