Воспитание подростка — сложный и очень часто неблагодарный процесс, требующий от родителей максимального терпения и хладнокровия. Если с шалостями маленьких детей мы еще можем справляться, то с возрастом ребенок способен, в буквальном смысле, «залезть на голову» родителям, требуя слишком особого к себе отношения.
Наверное, многим современным мамам и папам знакома ситуация, когда чадо совершенно «попутало берега» и решило — все вокруг ему что-то должны. От родителей такой подросток требует молчаливого выполнения малейших прихотей и беспрекословного признания всех его прав. Причем, о таком понятии, как «обязанности», он даже слышать не желает.
Родители в такой ситуации часто опускают руки, не понимая, какими методами воздействовать на своего отпрыска и как «делать из него человека».
Психолог Елена Петрусенко, специалист по работе с подростками, утверждает, что быть инфантильным и безответственным — это вполне естественное состояние для человека в подростковом возрасте. Такой ребенок живет в собственном упрощенном мире, ориентируясь на крайне скудный жизненный опыт.
Отличные новости заключаются в том, что ответственность — вовсе не черта характера, а ценностный ориентир, прививать который подростку должны взрослые, в первую очередь — родители.
Как заставить подростка быть ответственным и не отказываться от своих обязанностей
Худшее, что могут сделать родители — пытаться насильно, угрозами и насилием привить ребенку собственные ценности. Так вы точно ничего не добьетесь, а лишь настроите чадо против себя. Возможно, стоит позволить ему понять на практике, что такое настоящая самостоятельность и ответственность за собственное благополучие. Рассказываем, что для этого нужно сделать.
Можно предложить своему «зарвавшемуся» ребенку начать вести почти взрослую жизнь — выделить ему минимальные средства, необходимые на покупку еды и прочие скромные потребности, и позволить самостоятельно ими распоряжаться.
Пусть он сам покупает продукты, готовит себе завтраки, обеды и ужины, стирает свою грязную одежду, покупает новые носки и так далее. В первые же пару дней ребенок сделает для себя «невероятное» открытие — оказывается, быть взрослым и самостоятельным, без помощи «обслуживающего персонала» (то есть родителей), очень сложно.
Он вдруг осознает, что еда не появляется в холодильнике по мановению волшебной палочки, ее нужно сначала купить, а потом приготовить. Также выяснится, что джинсы, свитеры, носки и белье нужно регулярно стирать, тратя на это собственное время.
Сначала подросток возмутится, ведь не о такой самостоятельности он мечтал, и не так представлял свою взрослую жизнь, свободную от «гнета» родителей. Однако после того, как возмущение пройдет, у него откроются глаза на многие вещи. Оказавшись среди осколков своего разбитого воздушного замка, ребенок столкнется с реальностью, в которой папе и маме будет отведено очень и очень важное место. Скорее всего, желание продолжать «зарываться» у него тут же пройдет.
Можно долго спорить о гуманности или бесчеловечности такого метода, однако он точно помогает добиться нужного эффекта — знакомит подростка с реальной жизнью, заставляет другими глазами взглянуть на родителей и учит ценить то, что они ему дают.
Возможно, это не самый плохой способ показать ребенку не в теории, а на практике, что означает быть взрослым и ответственным человеком. Впрочем, родители сами должны для себя решать, насколько для них приемлемы подобные методы воспитания.