Писатель Октав Мирбо, познакомившись с Камиллой, был настолько поражен силой ее таланта, что произнес следующую фразу: «Это бунт против природы: женщина-гений». Увы, дар стал ее проклятием. Кто в итоге оказался истинной причиной страданий Камиллы Клодель: обманщик Роден, болезнь, ханжеское общество или, может, все они одновременно?
Муза, модель, скульптор. Камилла Клодель обладала удивительным, редким врожденным талантом создавать пульсирующие жизнью скульптуры, будто бы бросающие вызов гравитации. В конце XIX – начале XX века считалось, что женщине не может быть присуща такая сила духа. Бросив вызов буржуазному обществу того времени, она в итоге оказалась его беззащитной жертвой.
Девочка среди скал
Камилла родилась в Вильнёв-сюр-Фер в Шампани. Ее семья ничем не отличалась от обычных мелкобуржуазных французских обывателей: отец зарабатывал, мать вела дом и воспитывала троих детей.
Камилла с детства проявлял буйный нрав и с трудом находила общий язык с матерью и сестрой, считавших главным призванием женщины соответствовать ожиданиям общества. Самым близким членом семьи для нее стал младший брат Поль.
Позже он вспоминал, что Камилла с детства считала себя гением. Типичным девичьим занятиям она предпочитала блуждать между скал и лепить из глины, к последнему занятию привлекались все члены семьи, регулярно позировавшие маленькой художнице.
В 1881 году семейство Клодель перебралось в Париж. И здесь, удивительно, ее собственный отец поддержал такое несвойственное девушке того времени занятие, как скульптура, и отправил дочь учиться в Академию Коларосси.
Академия сама по себе была довольно примечательным заведением. Открытое в конце XIX века итальянским скульптором Филиппо Коларосси художественное училище просуществовало до 1930 года, стало альтернативой консервативной Школе изящных искусств и первой начало принимать женщин. В свое время здесь учились Альфонс Муха, Аугусто Джакометти, Анна Голубкина и Жанна Эбютерн.
Так в 17 лет Камилла начала заниматься скульптурой профессионально, она снимала студию вместе с тремя подругами-англичанками и посещала занятия скульптурой у Альфреда Буше, который впоследствии и привел ученицу в мастерскую Родена.
В тени гения
Еще до знакомства многие указывали на сходство их работ. Роден только-только пришел к долгожданной славе. Ему было сорок, за плечами долгие годы метаний, учеба в бесплатной школе рисования, три безуспешных попытки поступить в Школу изящных искусств и, наконец, победа на Парижском салоне в 1880-м году. Тогда Роден получил третью награду выставки, и его имя стало известно во Франции.
Роден тоже заметил сходство в их работах: попытку удержать в камне момент движения, жизни. Но еще больше его поразила сама Камилла: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».
Камилла начала помогать в работе Родена: после Салона заказы посыпались как из рога изобилия и скульптор не справлялся в одиночку. Камилла убирала мастерскую, месила глину, помогала в работе над «Вратами Ада».
Их роман развивался стремительно, спустя недолгий срок Камилла стала его натурщицей, музой, любовницей, наперсницей и помощницей, но не женой.
Несмотря на пылавшие чувства, Роден не расставался со своей первой любовницей Розой Бёре. Они встретились в 1864 году, и Роза тоже прошла путь от натурщицы и служанки до любовницы и гражданской жены, а также матери его сына.
Роза не была столь изысканна и талантлива, как Камилла, напротив, она была простой приземленной женщиной и именно этим умением «не устраивать скандал, а выжидать» она в итоге и удержала Родена подле себя.
Обманщик Роден
Узнав о другой семье возлюбленного, Камилла поставила его перед фактом: «Выбирай! Или она, или я!» Выбор давался Родену с трудом, и он оттягивал момент так долго, как мог. Спустя десять лет после начала их романа Камилла вдруг осознала, что за эти годы у нее не осталось ничего: все силы и эмоции были отданы этому мужчине, он становился все более знаменит, а она за все это время не смогла выставить ни единой своей работы.
И она приняла решение уйти. Роден не считал себя виновником ее творческих неудач и даже пытался привлечь внимание критиков к ее работам, но от этого становилось лишь хуже.
Ее воспринимали не как талантливого скульптора, а как протеже великого Родена и относились лишь со снисхождением. «Я должна вырваться из-под его власти», — твердила Камилла после расставания с Роденом.
В начале 1890-х их отношения превратились в один сплошной конфликт, тогда же оба представили публике свои знаковые работы. Роден в 1895-м – монументальную скульптуру Бальзака, Клодель в 1897-м – своих «Сплетниц» из мраморного оникса.
Приблизительно с середины 1890-х они практически перестали общаться, а в 1899 году Камилла переехала в квартиру на набережной Бурбон, где стала вести по большей части затворнический образ жизни.
В 1905-м прошла ее первая персональная выставка, которую тайно от нее устроил Роден. Для современников до конца жизни она оставалась лишь ученицей и любовницей Родена. «Всякий раз, как я пускаю в обращение новую модель, на ней накручивают миллионы — литейщики, форматоры, художники и торговцы, а мне… нуль плюс нуль равняется нулю. В прошлом году мой сосед господин Пикар (приятель Родена), брат инспектора Сюрте, проник ко мне, подделав ключ, у стены стояла моя женщина в желтом. После чего он сделал несколько женщин в желтом в человеческий рост, в точности похожих на мою, и выставил их… с тех пор они все делают женщин в желтом, а когда я захочу выставить свою, они объединятся и добьются запрета…» — писала Камилла друзьям.
Поведение художницы в эти годы отличается все большими странностями и экзальтацией. Центром ее иллюзий, постепенно перераставших в паранойю, стал бывший возлюбленный: Роден украл ее идеи, ее талант, пытается убить ее, подсылает отравителей…
Безумная Камилла
В 1909-м ее брат Поль записал в дневнике: «…безумная Камилла… огромная и чумазая, без умолку говорящая монотонным металлическим голосом…»
Четыре года спустя, в 1913-м, 49-летняя Камилла Клодель оказалась в клинике для душевнобольных. Брат навестил ее там лишь несколько раз, сестра и мать, также ставшие для нее источником зла, не приехали ни разу.
«Бедный папа, он никогда не видел меня той, кем я была на самом деле. Его всегда заставляли верить, что я обыкновенное, неблагодарное и коварное создание, это делалось специально, чтобы другие могли всем завладеть», — писала она, под «другими» понимая мать и сестру.
Ее «любимый враг» Огюст Роден до конца жизни остался с Розой Бёре, они поженились в январе 1917-го, две недели спустя Роза скончалась от простуды, в ноябре того же года следом за ней отправился Роден.
В 1913 году Камилле был поставлен диагноз шизофрения (как отдельное заболевание это психическое расстройство было описано лишь пятью годами ранее). Она провела в клинике Монтедеверже неподалеку от Авиньона почти 30 лет. Камилла Клодель перестала творить и жила в ожидании свободы, которая так и не наступила.
Автор: Наталья Попова