Чехова принято относить к литературным гениям. Поэтому его писательский образ часто смешивается с образом Чехова-человека. Школьникам он видится как циничный и саркастичный мужчина с бородкой, известный едкими цитатами. Вот только факты свидетельствую об обратном — и даже современники самого Антона Павловича были о нем иного мнения.
Антон Павлович был тем, кто сделал себя сам, как бы сказали сейчас. Всего в 16 лет, еще не окончив гимназию, Чехов оказался вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Его отец разорился и сбежал от кредиторов в Москву, оставив сына на произвол судьбы. Будущий писатель не только сумел выжить и заработать себе на учебу в медицинском университете, но и стал известен на литературном поприще. При этом он не растерял свою человечность, ведь всю жизнь руководствовался четкими принципами.
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»
Эти слова Антона Павловича можно найти в его записной книжке. И они как нельзя лучше характеризуют Чехова. Хотя он любил и мог ввернуть острое словцо и саркастичное замечание, поступки его говорили, что писатель был добрым человеком.
Он организовывал сбор пожертвований голодающим от неурожая и засухи. Работал санитарным врачом во время эпидемии холеры. Помогал библиотеке в родном Таганроге. Участвовал в создании санатория для малоимущих в Ялте. Занимался благотворительностью и, будучи врачом, бесплатно лечил крестьян в окрестностях его имения в Мелихово.
«Было поистине изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов»
Так о нем сказал Иван Бунин, еще один великий русский писатель.
Туберкулез был спутником почти всей жизни Чехова. По воспоминаниям его брата Михаила, проблемы с дыханием у Антона Павловича начались уже в 10 лет. А во время учебы в университете появилось кровохарканье. Чехов был врачом и точно знал, что его ждет, но все равно продолжал активно писать и путешествовать. И никогда не позволял себе показывать свою слабость или боль, считая, что таким образом причиняет неудобство окружающим.
«Он был не из тех, кто любит производить впечатление»
Эту характеристику дал Чехову Игнатий Потапенко, драматург и один из близких друзей Антона Павловича. Чехов действительно был крайне скромен.
Хотя он рано стал популярным писателем, слава не ударила ему в голову. Чехов всячески старался избегать всех ее проявлений, даже с неудовольствием выходя на поклон во время театральных постановок его пьес. Он отводил себе 98 место в русском искусстве, как заявил в своем письме Модесту Ильичу Чайковскому.
Английский писатель Томас Манн писал, что истинное величие Чехова в его скромности.
«Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, Вы в человека уверуйте!»
Строчки из произведения Чехова «Рассказ старшего садовника» отлично применимы к самому автору. Родившийся в религиозной семье и воспитанный в церковных традициях, Антон Павлович со временем отошел от веры, но быть гуманистом не перестал. Он верил в человечество и в то, что оно способно совершать благие дела. И сам старался подавать пример своими поступками.
Даже Л.Н.Толстой, которого писатель безмерно уважал, отмечал, что нет в Чехове религиозности, но от этого он не перестает быть безмерно добрым человеком.
«Надо иметь цель в жизни, а когда путешествуешь, то имеешь цель»
Путешествия были любовью Чехова. Всю свою жизнь он старался не сидеть на месте, видя в этом смысл существования.
Антон Павлович успел побывать в Сингапуре, Гонконге и на Цейлоне, откуда привез мангуста, названного Сволочь за его поведение. Он исколесил почти всю Италию, где даже взбирался на Везувий. Но это были не праздные поездки. Опыт, накопленный в путешествиях, переходил сначала в путевые заметки, а потом и в образы его литературных персонажей.
«Хорошо, если бы каждый из нас оставил после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»
Возможно эти строчки, написанные им в записной книжке, и являются отражением всей сути Чехова. Он делал все, чтобы оставить после себя наследие, литературное и материальное. Радовался жизни, но не забывал о своей ответственности перед другими.
Антон Павлович выступал за искренность и гармонию с самим собой, считая что:
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то»
Чехов, как писатель, фигура куда более сложная, чем просто автор коротких рассказов. Чехов, как человек, намного глубже, чем просто остряк с бородкой и медицинским образованием. Правила, по которым жил Антон Павлович, актуальны сейчас. Доброта, терпение, мужество, вера в других людей. Эти правила гениальны в самом важном: они помогли Чехову всегда оставаться человечным.