Роман «1984» Джорджа Оруэлла в Советском Союзе не восприняли на ура. Эту книгу сразу же внесли в список запрещенной литературы, и она там пробыла до 1988 года. А все потому, что произведение якобы порочило советский государственный и общественный строй. Называем 5 главных пунктов, за которые книга надолго попала в черный список советской литературы.
Культ Старшего Брата
В романе «1984» есть персонаж Старший Брат, который будто бы списан с Иосифа Сталина. Это единоличный лидер государства Океания, который изображается как мужчина с черными усами в возрасте 45 лет. Он всемогущий и непогрешимый. И хотя вождя никто никогда не видел, кроме как на плакатах, его все боятся. Ведь буквально на каждом углу маячит главный лозунг страны: «Старший Брат наблюдает за тобой».
И как здесь не провести аналогию с Иосифом Виссарионовичем? Ведь он тоже создал вокруг себя ореол чуть ли не святого, который заботится о трудящихся массах, но на самом деле был бесчеловечным диктатором. И деталь с усами тоже наводит на мысли.
Ненависть к мифическому внешнему врагу
Многие читатели считают, что на самом деле в романе «1984» Оруэлл писал про западное общество. Так, один из комментаторов отмечает:
«Сейчас это чуть ли не самая популярная книга среди студентов-лингвистов. Ее читают в оригинале и, по-моему, понимают правильно: это не про нас, а про западный мир».
Но как такое может быть, если все будто бы списано с СССР? Взять хотя бы ненависть к мифическому внешнему врагу! Это чуть ли не главная черта советской власти. В произведении внешний враг — Евразия и Остазия, но в них без труда угадывается США, с которыми Советский Союз вел холодную войну больше 40 лет.
Человек как винтик системы
Еще одна схожесть с Советским Союзом — это то, что человек в Океании является всего лишь винтиком системы. В первую очередь он член партии, и все его интересы должны быть направлены на служение обществу.
В романе власть полностью следит за частной жизнью обычного человека. Этим занимаются Министерство изобилия и Министерство любви. Первое постоянно контролирует поставку еды, товаров и бытовых предметов, а также лжет об улучшении уровня жизни, хотя на самом деле все происходит с точностью до наоборот. Второе Министерство вылавливает, перевоспитывает или уничтожает мыслепреступников.
Все, кто жили в СССР во времена Сталина, в полной мере ощутили на себе подобный прессинг.
Сопротивление системе
Естественно, даже в самых жестких тоталитарных государствах находятся свободолюбивые и непокорные личности. Об этом четко свидетельствует история Советского Союза.
В романе Джорджа Оруэлла тоже есть персонаж, который сопротивляется системе. Это главный герой Уинстон Смит — 39-летний мужчина, который вдруг усомнился в том, что Океания — это страна счастья. Ведь в ней черное называют белым, а за малейшее мыслепреступление сажают в пыточную камеру.
И хоть в итоге из Смита выбили эту «дурь», и он снова преисполнился любовью к Старшему Брату, данная сюжетная линия наглядно показала, что люди все-таки склонны пробуждаться даже от самой качественной пропаганды.
Переписывание прошлого
Жесткая цензура — это еще один метод советской пропаганды, который Джордж Оруэлл весьма ярко высветил в романе «1984». В Министерстве правды, где работает главный персонаж Уинстон Смит, работники изменяют фотографии и переписывают исторические данные. Чем это не Советский Союз, где учебники и художественные произведения ни на шаг не должны были выходить за рамки насаждаемой идеологии? В своем эссе «Подавление литературы» Оруэлл метко написал:
«Тоталитаризм на практике требует непрерывного переписывания прошлого и в конечном счете, вероятно, потребует отказа от веры в саму возможность существования объективной истины».
Как видим, роман «1984» действительно до жути напоминает СССР времен Сталина. Интересно, что блюстители тогдашнего «порядка» переворачивали все с ног на голову. Так, советский философ Эвальд Ильенков отмечал, что Оруэлл изобразил на самом деле не социалистическое общество, а грозную перспективу капитализма.
«Потому-то эти кошмары так и пугают гуманиста-интеллигента „западного мира“», — писал исследователь.
Однако подобное утверждение выглядит явно надуманным. Все-таки сюжет больше напоминает ярко выраженное тоталитарное государство. И книгу в СССР запретили именно потому, что она могла развеять пелену пропаганды и показать истинный вид того государства, в котором живут люди.