Школьное образование — одна из тех сфер, где Европа кардинально отличается от России. Непохожесть начинается внутренним устройством и заканчивается правилами и приоритетами. Сегодня я на личном примере расскажу вам о 6 самых ярких различий, от которых у меня сперва голова шла кругом.
Меня зовут Мария, и уже восемь лет я живу в Европе. За это время я успела обзавестись новыми подругами совершенно разных национальностей, которые делятся со мной своим опытом, традициями и знаниями. С интересом слушая их, я что-то беру на заметку, а что-то пропускаю мимо себя. Для этой темы мне пригодился школьный опыт моих детей и мой собственный. Ведь в Европе родители играют в образовании не последнюю роль.
Дети идут в школу с 4-х лет
В большинстве школ Европы дети официально начинают ходить в школу с четырех лет. Некоторые школы имеют классы и с трех лет, но они всегда платные и по желанию родителей. Важно понимать, что это уже не детский сад и маленьких школьников там будут учить буквам, цифрам, но главное — дисциплине и самостоятельности. Иногда школы ставят ограничения и принимают с трех лет только тех, детей, которые уже сами едят и ходят в туалет.
Ребенок идет в школу на следующий день, после своего четвертого дня рождения. Это значит, что, если ему в ноябре или марте исполнится четыре, он присоединится к классу в тот же момент. Школьный год в Европе заканчивается в середине июля, поэтому исключение делается только для июльских именинников — их зачислят лишь в сентябре, а вот июньские — начинают ходить с июня.
Детям до 11 лет школе не ставят оценки
В начальной школе (junior и primary) не ставят оценки, а также не вызывают к доске. Дети отвечают по желанию, подняв руку. Если учитель замечает, что ребенок засиделся, он старается наедине решить с ним, например, задачу, чтобы понять, стесняется ли он или не понимает, как выполнить задание.
Учитель всегда разбирает все вопросы со всеми, не позоры ученика перед всем классом. Для проверки знаний есть контрольные и тесты.
Три раза в год — после каждого триместра, учитель присылает отчет об успеваемости ребенка, где оцениваются основные предметы по системе: «выше среднего», «среднее» или «ниже среднего» знание предмета. Но главное в этой системе, что оценивается еще и трудолюбие. Например, учитель может сообщить родителям, что их ребенок способен на большее, и далее мама с папой уже сами должны что-то сделать с этой информацией. Придумать, чем мотивировать чадо.
Родительские собрания проходят один на один
Помимо отчетов, три раза в год проводятся родительские собрания. Только в отличие от российской системы образования, на них присутствует только один родитель и учитель. На встречу выделено 15 минут, за это время обсуждается конкретный ребенок. Таким образом, школа охраняет право на частную жизнь, и никто не знает, как учатся другие дети, если сами родители или дети не расскажут друг другу.
На родительских собраниях не принято ругать ребенка, как правило, говорят только о его сильных сторонах и о том, как это можно использовать в освоении какого-то материала, над которым еще следует поработать.
Если нет вопиющих выходок, то и поведение всегда характеризуется, как соответствующее возрасту — то есть может и похулиганить, может и отвлечься.
В junior школе класс ведет только один учитель, плюс есть преподаватель по музыке, физкультуре и иностранному языку. Собрание является обязательным лишь с классным учителем, с другими — по желанию. Сейчас из-за коронавируса все встречи проходят онлайн, но некоторые школы, настолько приспособились к такому формату, что даже после окончания пандемии планируют сохранить удаленную возможность для тех родителей, кому это удобно.
В начальных школах нет столовых
Школьное питание организовано только в школах после 11 лет (senior). Его можно оплатить как абонемент сразу или положить ребенку деньги на специальную карточку, с которой можно тратить только в школьном кафе. А вот в primary (до 11 лет) школах даже отсутствует помещение столовой. Дети едят только то, что дают им с собой родители.
Под запретом всегда орехи и любые продукты, которые их содержат. Детям не рекомендуют класть с собой сладкое, но тут зависит от учителя: кто-то может вообще не разрешить есть, например, шоколадное печенье, а кто-то не обратит внимание. На перекус обычно просят давать овощи, фрукты, ягоды, хлебцы. На ланч — сандвичи, роллы или даже горячую еду, если есть маленький термос. Соки не приветствуются, газировка — не разрешена. Делиться едой нельзя, потому что маленькие дети и сами могут не знать, какие продукты в их семье под запретом.
Поделюсь историей, как в классе с моей дочкой училась девочка из Омана. Однажды мой ребенок щедро поделился с ней мармеладками-мишками. После того как девочка рассказала дома о необычных конфетках, родители аккуратно напомнили учителю, что для изготовления мармелада используют желатин, который производится из костей крупного рогатого скота или свиней. А по религиозным соображениям девочке кушать такое есть не положено.
За опоздание серьезно наказывают даже в младших классах
Есть два основных нарушения, за которые 100% следует наказание. Первое — это опоздание. В младшей школе в опозданиях всегда виноват родитель, потому что дети еще не ходят в школу одни. Поэтому предупреждения выносятся взрослым. Если нет уважительной причины, то учитель отмечает у себя первое нарушение. После третьего — дело идет к директору школу, и уже он берет семью на контроль.
Второе нарушение — это буллинг (травля — прим. редактора). В случае если ребенок пожаловался родителю или учителю, или кто-то из работников школы стал свидетелем, как кто-то обижал другого, незамедлительно начинается разбирательство. В зависимости от тяжести буллинга, самое мягкое наказание — это разговор директора с родителями и детьми. Ребенка-зачинщика также могут отстранить от занятий на несколько дней, а могут и исключить из школы.
Любое проявление травли, даже словесное оскорбление, всегда строго наказывается. Часто после происшествия идет разбор случая в классе, где обсуждается, почему так поступать нельзя и что теперь будет с хулиганом.
Школа пристально следит за ребенком, в сторону которого было направлено унижение/оскорбление/физическая сила. Главное, что школе гарантирует детям — это безопасность, ребенок не должен бояться идти в класс. Эту базовую потребность персонал всеми силами старается обеспечить.
Уважению, умению не сдаваться и слушать других — в европейских школах учат не только предметам
Как я уже сказала, школа делает большой упор на развитие личностных качеств. Обычно каждое учебное заведение выбирает 7-9 целей, которые ребенок в каждый год своего обучения на разных уровнях должен достигать. Например, школа ставит в приоритет умение «не бояться ошибаться».
В старших классах учителя намеренно дают детям задания, которые они точно не смогут выполнить, чтобы показать, что ошибаются все и что это совсем нестрашно. Школа считает важным развивать в ребенке желание пробовать что-то новое, искать пути, даже если с первого раза что-то и не получилось.
Среди школьных целей часто встречается «уважение», «открытость», «умение задавать вопросы», «мораль» и некоторые другие. Каждому из этих понятий уделяется достаточно времени, чтобы показать ребенку, что оно значит на практике.
Школьную систему в Европе сложно сравнивать с российской. Ведь школа — это отражение менталитета, производная традиций и планирование будущего страны. Поэтому система очень индивидуальна, и ее сложно скопировать. То, что подходит для одной нации, даже если оно очень привлекательно, вряд ли подойдет для другой.