Наталья Фатеева почти не вспоминает в интервью о своем первом студенческом браке. А ее бывший супруг, актер Леонид Тарабаринов, пронес свое чувство через всю жизнь. И даже назвал дочь именем красавицы. Той самой, которая однажды просто собрала чемодан и уехала на съемки, чтобы никогда не вернуться.
«Это было время гормонального взрыва»
Наталья и Леонид познакомились в Харьковском театральном институте. Простой парень из села Шалыгино тут же влюбился в Наталью. Впрочем, половина института тоже: синие бездонные глаза Натальи Фатеевой покорили немало сердец. Леонид красиво ухаживал и всячески оберегал избранницу.
Наталья позволяла себя любить и даже, казалось, отвечала взаимностью. Правда, много лет спустя, она так скажет о Тарабаринове:
«Я была в него влюблена, потому что он потрясающе читал стихи со сцены. Но это было время гормонального взрыва, я тогда не знала, чем отличается любовь от влюбленности».
Молодые люди довольно скоро поженились и стали жить у родителей Натальи. Мать будущей актрисы выбор дочери не одобряла: какой-то студент, а Наташа заслуживает большего. Сама Фатеева тоже чувствовала что-то подобное. Она обвиняла мужа в отсутствии профессиональных амбиций и слабохарактерности.
Брак продержался недолго. Наталья уехала на съемки, затем поступила во ВГИК (кстати, сразу на 4 курс), начала много сниматься и стала одной из самых востребованных и любимых советских актрис.
Фатеева к разводам относилась философски:
«Хорошо, что я вовремя избавлялась от своих супругов. Я и жить-то начинала, когда с ними разводилась».
А Леонид очень переживал.
«Ко мне в таких случаях на помощь приходят роли»
Через год после развода Тарабаринов окончил институт и начал играть на сцене Харьковского украинского драматического театра им. Т. Шевченко. В 1958 году он дебютировал на экране в картине «Поэма о море».
В 40 лет Леонид преподавал актерское мастерство в Харьковском институте искусств. Поступить к нему на курс мечтали сотни абитуриентов.
Тарабаринову присвоили звание Народного артиста СССР. Такой же чести удостоились на тот момент только трое харьковчан.
Леонида Тарабаринова характеризовали как удивительно фактурного артиста. Завлит Харьковского театра оперы и балета Александр Чепалов вспоминал:
«Он не разговаривал однотипно, у него был совершенно потрясающий тембр, который можно было просто слушать, не глядя. Хотя посмотреть на него надо было, потому что он был необыкновенно красивым человеком».
Актер часто работал на износ, выходил на сцену больным, но играл всегда с полной самоотдачей. Сам он так объяснял это в интервью:
«Порою актерский биологический ритм не выдерживает. Ко мне в таких случаях на помощь приходят роли. Например, Феди Протасова в «Живом трупе» Льва Толстого, ведь я давал ему возможность возвратиться в реальный мир к людям. Как-то с очень высокой температурой я не мог отказаться играть, и с трудом вышел на сцену. Через мгновение ощутил колоссальный прилив сил и мог бы играть бесконечно. Разве это не чудо?»
Леонида не раз приглашали работать в ведущие московские репертуарные театры, но он не мог оставить маму и брата, за которыми нужно было ухаживать.
«В Москву не хотел — была одна причина. У него очень больной был брат, потом брат умер, а на руках осталась мама. Такого сына, как Леонид Семенович я не встречал, мама дожила почти до 100 лет. Ходил на базар, готовил, стирал, убирал», — вспоминает Народный артист Украины Петр Рачинский.
Через много лет после расставания с Натальей Фатеевой актер все-таки женился во второй раз.
«Он был однолюбом, дочку Наташей назвал»
Избранницей Тарабаринова стала женщина, далекая от мира искусства, учительница. У них родились дети, сын Евгений и дочка Наташа. Все друзья актера были уверены, что имя было выбрано неслучайно:
«Насколько я понял, он был однолюбом. Дочку Наташей назвал, вторая жена — Наташа, Все Наташи. Видно, Фатеева была первая и главная его любовь в жизни», — считал Петр Рачинский.
Преподавательница Фатеевой Нина Логвинова рассказывала:
«Однажды мы ездили с Леней в Киев на конференцию в одном купе и разговорились о Наташе. Я спросила: «Леня, вы ее по-прежнему любите?». Он ответил: «Иногда кажется, если бы она хоть пальцем поманила, я бы примчался! Но наше время ушло…»».
Впрочем Леонид Тарабаринов был благодарен Наталье Фатеевой за опыт любви, который ему довелось пережить:
«Истинными чувствами я называю порядочность и любовь, которые невозможно сыграть, ими надо обладать. Истинные чувства потому и истинные, что ими нельзя обмануть. Но они не прозвучат на сцене, если актер не испытал их в жизни».
В одном интервью Фатеева поделилась откровением:
«Идешь, бывало, и думаешь: «Господи, да что ж это такое: обожают многие, а где же тот единственный, который будет любить меня больше, чем себя?»»
Вся история жизни Леонида Тарабаринова доказывает, что актрисе грех жаловаться. Такой человек у нее в жизни все-таки был.
До последнего дня выходил на сцену, и болезни отступали
В последние годы жизни актер тяжело болел: были проблемы с сердцем и давлением.
«Можно было стоять на третьем этаже на лестнице и услышать, что он поднимается. Очень много курил, бросить не мог. Но выходил на сцену — и это было ничуть не заметно», — вспоминает Петр Рачинский.
Актера не стало в 2008 году в возрасте 79 лет.