Гинеколог — один из самых интимных врачей. Часто в его кабинете пациентки испытывают неловкость. А молодые девушки, которые только начинают практиковать регулярные осмотры, и вовсе готовы «провалиться сквозь землю» от стеснения. Но опытные врачи знают, как справляться с большинством проблем пациента. Делимся 6 тайными хитростями в работе гинеколога, которые врачи используют для эффективного взаимодействия с пациентом.
Используют чувство такта, умение слушать и откровенность как способы лечения
Крупное исследование в области медицины показало, что 75% врачей считают, что они хорошо общаются с людьми, которые пришли к ним на прием. При этом только 21% пациентов с ними согласны.
Тяжело научить эмоциональному участию, на котором строится откровенное общение с пациентами. Врачей годами воспитывают, основываясь на научном подходе, в котором ценится хладнокровие и отстраненность. Студентов-медиков приучают быть сдержанными, чтобы те не выгорали эмоционально. Но практика показывает, что пациенты часто выбирают частную медицину, потому что им хочется, чтобы к ним относились внимательно и разговаривали на их языке:
«Нужно не в бумажки зарываться, а показать, что вас интересует состояние женщины. Ведь человеку не важны знания в моей голове — человеку нужно, чтобы перестало болеть или беспокоить».
Заболевание может иметь психологическую природу — это называется психосоматика. В книге французского акушера-гинеколога Жерара Салама «Откровения гинеколога» описан такой случай:
«Как-то ко мне пришла женщина, которая безуспешно пыталась забеременеть в течение восьми лет. Отчаявшись, она решила сменить врача».
В процессе осмотра не было выявлено никаких патологий. Тогда врач решил разузнать подробности проблемы:
«Мы разговорились, и выяснилось, что она просто раздираема внутренними противоречиями — она очень хочет детей и с такой же силой страшится беременности и родов. Ее просто ввергала в ужас перспектива поправиться, боль и страх, что все закончится плохо. Ее сознание „блокировало“ организм, погрузило его в сон. И вот чудо: она забеременела на следующий день после нашей беседы».
Иногда пациентки делятся с врачом проблемами, которые не могут обсудить ни с подругами, ни с мужем. Эту откровенность следует ценить и использовать в работе.
Предпочитают общаться с пациентками, пока те одеты
Время осмотра ограничено, поэтому часто врачи стремятся быстрее перейти к делу. Не нужно сразу говорить «раздевайтесь и присаживайтесь в кресло». Ни одна женщина не сможет осмысленно отвечать на вопросы врача из гинекологического кресла, пока ее просвечивают фонариком в самых интимных местах.
Узнать, на что пациентка жалуется, каков ее цикл, лучше, когда она сидит на стуле, возле врача. Объяснять диагноз и давать рекомендации относительно лечения хороший доктор будет уже после того, как осмотр окончен и женщина привела себя в порядок. В этот момент и врач и клиентка будут целиком сосредоточены друг на друге и не упустят ничего важного. Опытные гинекологи хорошо усвоили эту маленькую хитрость.
Доверяют техническому прогрессу в вопросах юридической безопасности
Иногда профессию гинеколога выбирают мужчины — это совершенно нормально. Они профессионалы своего дела и осматривают десятки пациенток в день.
«Женские половые органы в кабинете врача я не воспринимаю как сексуальный объект», — говорит гинеколог и репродуктолог Дмитрий Холодов.
Но некоторые женщины чувствуют себя беззащитными и испытывают серьезный страх за свою безопасность. Известны случаи, когда врачей-гинекологов обвиняли в домогательствах и даже изнасилованиях. Риски снижает наличие ассистентки. Также для безопасности пациенток (и чтобы снизить риски судебных разбирательств) с их согласия в современных клиниках ведется видеозапись приема. Конечно, не в той части кабинета, где стоит кресло. Иногда это может быть аудиозапись.
Технические новинки помогают отследить, не был ли врач груб с пациентом, насколько качественная помощь была оказана и прочее. Многие женщины на приеме даже не подозревают, что их разговоры с врачом могут быть записаны. Но пугаться не стоит: эти документы попадают под понятие врачебной тайны.
Объясняет пациенткам, почему спрашивает ту или иную вещь
Бывает, что клиент не может отделить человека, сидящего напротив него в кабинете, и профессионала, к которому он обратился за помощью. Нужно помочь пациенту понять, что вопросы врач задает не из любопытства и не чтобы обсудить его выбор и поступки в перерыв с коллегами.
Например, в нашей стране девочки-подростки не любят рассказывать о раннем начале половой жизни. А для врача эта информация важна, ведь, не зная правды, он может не выявить болезнь, передающуюся половым путем, симптомы которой спорны. Хроническое воспаление может привести к серьезным последствиям, вплоть до бесплодия. А взрослые женщины, планируя беременность, могут умалчивать об абортах и перенесенных венерических заболеваниях. Врач, не зная подробной истории болезни, будет строить ложные гипотезы и лечить пациентку от другого заболевания.
Опытному врачу важно знать все мелочи, и вопросы он задает прицельно. А если видит, что пациентка зажимается, то обязательно пойдет навстречу и объяснит, зачем ему нужна эта информация. Такая хитрость поможет женщине успокоиться и честно рассказать про проблему.
Не дает пациенткам личный номер телефона
Пациентки могут быть не только скрытными и беспечными. Иногда встречаются чрезмерно обеспокоенные, мнительные женщины. Они могут обнаружить небольшой прыщик и начать звонить своему врачу среди ночи.
«Я, видимо, когда-то, в самом начале работы, дала по глупости свой телефон, и теперь мои пациентки передают его из рук в руки (смеется). Мои опытные коллеги говорят, что надо просто заблокировать номера и не отвечать. Но я не могу так поступить», — делится акушер-гинеколог Екатерина Зубова.
Это касается и беременных женщин. Их повышенную тревожность можно понять. Но, чаще всего, страхи не имеют серьезных оснований. К тому же по телефону все равно невозможно поставить диагноз. Пациентам следует приходить на очный прием. А для экстренных ситуаций всегда есть дежурный телефон клиники или скорая помощь.
Кроме того, рабочий фанатизм и ночные SMS от пациентов могут привести к эмоциональному выгоранию врача, и коэффициент его полезности резко снизится.
Объясняет все манипуляции и не пугается неожиданных находок
Отсутствие информации порождает домыслы. В ожидании «устрашающего» диагноза пациентки испытывают сильнейший стресс. Объясняя суть своих манипуляций, врач проявляет заботу и помогает расслабиться, что важно в ходе осмотра.
«Я всегда говорю с пациентками, особенно в ходе осмотра, объясняю, что происходит. Например, при том же вагинальном исследовании, если молчать, пациентка придумает что-то ужасное или решит, что доктору плевать на результаты. Я предпочитаю объяснять и доводить информацию в полном объеме, ведь только пациентка подписывает согласие на любую манипуляцию, и оно должно быть осознанным и обдуманным», — рассказывает Дмитрий Холодов.
Да и самому врачу, что бы ни случилось, нужно сохранять спокойствие. Ведь иногда находки во время осмотра бывают самые неожиданные.
Это лишь немногие приемы и хитрости, которые врачи-гинекологи используют в своей практике. Вдобавок у каждого есть собственные секреты общения с пациентками. Но зная, как работают некоторые профессионалы, женщина может не волноваться так сильно от визита к доктору. Задача пациенток — найти врача, с которым будет полное взаимопонимание и доверие к которому будет перекрывать волнение от похода на прием.