Он мог бы многого добиться в актерской карьере, как и его сводный брат Михаил. Но жизнь Александра Боярского трагически оборвалась, когда ему было всего 42 года. Рассказываем, что случилось с представителем знаменитой династии.
Работал грузчиком и делал упражнения для дикции
Александр Боярский — сын Сергея Боярского и латвийки Эльги. Его родители развелись, но сохранили теплые отношения, поэтому отец всегда участвовал в жизни сына. Когда юноша определился с профессией и решил поступать на актерский факультет, он отправился в Ленинград и поселился в доме отца и его второй супруги, Екатерины Мелентьевой.
С Михаилом они быстро нашли общий язык. Появление в жизни брата каждого обрадовало. Михаил в Александре просто души не чаял. Актер рассказывал, что, несмотря на тесноту, им было очень весело вдвоем.
«Он жил с нами, пока не устроился в общежитии Театрального института на Моховой. Мы умещались впятером в комнате, в коммуналке на пять соседей. Чудовищные условия, но было безумно весело, дружно. Моя мама воспринимала Сашку как родного человека, очень любила его…», — вспоминал Михаил Боярский.
Поступить в Ленинградский театральный институт с первого раза не вышло. Из-за неправильного прикуса Александр все время «присвистывал», когда произносил «Ц» и «С». Но он решил не сдаваться и устроился работать грузчиком в Пушкинский театр, а в любую свободную минуту делал упражнения для дикции.
«Он был чрезвычайно эрудированным и умным»
Упорство дало плоды. Александра приняли в институт, а затем и в труппу театра им. Ленсовета. Позже он поступил на работу в Александринский театр.
Михаил Боярский рассказывал, что с Александром было очень интересно. Казалось, нет такой темы, в которой он бы ничего не знал. Он сам изучал языки, самостоятельно научился играть на фортепиано, много читал.
«Он был чрезвычайно эрудированный, начитанный, умный человек. Читал в подлиннике Экзюпери. Друзья из других городов, разгадывая какой–нибудь мудреный кроссворд, могли позвонить ему в два ночи, и он, сонный, называл нужное слово», — делился актер.
По воспоминаниям близких, Александр Боярский был глубоко порядочным человеком. Для него было невозможно, скажем, проехать в транспорте, не заплатив. Однажды они с Михаилом возвращались из Эрмитажа и вдруг поняли, что потратили все деньги, не на что купить билет. Михаил предложил проехать «зайцем», но старший брат не согласился, и домой отправились пешком.
«Мы с ним проспали в одной постели не один десяток лет. При этом Саша брал меня с собой в театр Ленсовета, чтобы я просвещался, читал мне вслух романы. Я всегда хотел быть похожим на него», — вспоминал о брате Боярский.
При головокружительном успехе у женщин Александр не заводил романы налево-направо, объясняя младшему брату:
«Женщины — это святое!»
В середине 60-х годов по приглашению Рижского театра Александр Боярский вернулся в Латвию. Если в кино он снимался мало, то ролей в театре было хоть отбавляй. Он воплотил множество персонажей, в числе которых, например, Гаев («Вишневый сад») или Раскольников («Преступление и наказание»).
Утонул во время гастролей театра
Трагедия случилась осенью 1980 года, во время гастролей театра в Болгарии. Александр звал всех в море, чтобы застать последние деньки, когда можно купаться. Слегка штормило, но актер заплывал все дальше и дальше. В воде Александру внезапно стало плохо. Актера вытащили, но было уже поздно: он не дышал.
«Конечно, время идет, раны зарубцовываются. Но я всегда молюсь за него, вспоминаю, езжу на кладбище в Ригу. Смерть, она тоже не зря придумана. Она заставляет оставшихся на земле быть взрослее, умнее, ответственнее», — говорит Михаил Боярский.