Пожалуй, не найдется ни одного кинолюбителя, которому бы не было знакомо имя Геннадия Юхтина. И это неудивительно: его фильмография насчитывает более 170 работ, среди которых такие шедевры, как «Весна на Заречной улице», «Братья Карамазовы», «Сибириада», «Петербургские тайны» и другие.
Личная жизнь артиста тоже сложилась удачно. Правда, женился он довольно поздно, после сорока. Зато один раз — и на всю жизнь.
«Мое имя — Гений — завершало кураж!»
Родители будущего артиста были убежденными коммунистами, преданными делу Ленина и идеалам революции. Поэтому имена своим детям они придумали соответствующие: дочку назвали Идеей, а сына Гением.
Но тогда, в 30-40-х и даже в 50-х, вычурные имена были в моде и никого не удивляли.
«Моими однокурсниками по ВГИКу были Руфина, Изольда, Астрида, Майя, Данута, Нинель, Альфред, Артур… Мое имя — Гений — завершало кураж!», — вспоминал с улыбкой Юхтин.
Тем не менее с раннего детства все окружающие — одноклассники, друзья, знакомые, да и родители тоже, привыкли называть мальчика Генкой. И позже, когда Юхтин уже начал сниматься в кино, в титрах его всегда писали Геннадием. Хотя в паспорте у артиста и сейчас значится имя Гений.
«Мать добровольно вступила в ряды Красной армии»
В 30-х годах отец Юхтина работал секретарем партячейки сельхозкоммуны. Принимая участие в раскулачивании, мужчина был тяжело ранен, после чего у него частично парализовало ноги. Позже к этому несчастью добавилось другое — открытая форма туберкулеза легких.
После этого родители приняли решение жить раздельно и мать, забрав детей, перебралась на другой конец города. По воспоминаниям Юхтина, на воспитание детей у мамы никогда не хватало времени.
«Мать пошла работать и учиться, стала членом партии, проявила незаурядные способности по линии профсоюза. Добровольно вступила в ряды Красной армии, окончила Высшие военные курсы политработников и получила назначение в Самарский дом Красной армии на должность политрука», — рассказывал артист.
Генка связался с воровской шайкой
В войну мать Юхтина занималась эвакуацией раненых по Волге, часто это проходило под вражескими бомбежками. Однажды мать не вернулась домой, а на другой день брат и сестра узнали, что она погибла.
Жить с отцом-инвалидом дети не могли и перебивались сами, как умели. Чтобы не умереть с голода, Геннадий с другом начал воровать дрова и продавать их на рынке. А как-то раз даже стащил из буфета у соседей тридцатку.
Вскоре юных воришек поймали и отправили в исправительную колонию. Условия там были очень тяжелыми и Юхтин, продержавшись несколько месяцев, сбежал. Он рассчитывал добраться к отцу и не догадывался, что тот уже умер.
Не зная, куда податься, Генка связался с воровской шайкой и снова был задержан милицией. Правда, на этот раз его отправили не в колонию, а в специальный детский дом для детей погибших офицеров армии и флота.
«Работали кружки, библиотека, выходила стенгазета»
Детдом располагался в усадьбе Спасское под Москвой и руководил им Георгий Гасилов, ученик знаменитого Антона Макаренко. Поэтому обстановка здесь резко отличалась от колонии.
«Работали кружки, библиотека, выходила стенгазета. Активисты отправлялись в турпоходы на Кавказ и в Крым, ездили в Москву и Ленинград», — вспоминал Юхтин.
Но самым любимым досугом детдомовцев было кино. Показа новых фильмов ждали, как праздника. По словам Юхтина, именно тогда и возникло у него желание самому стать артистом.
Одна из воспитательниц, сама в прошлом актриса, взялась подготовить юношу к поступлению. И сделала это блестяще — Юхтин с первой попытки поступил во ВГИК на курс к известным педагогам Ольге Пыжовой и Борису Бибикову.
По воспоминаниям Юхтина, курс у них был действительно знаменитый — Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Татьяна Конюхова, Надежда Румянцева, Майя Булгакова, Маргарита Криницына.
«На съемках „Весны“ мы трудились днем и ночью»
Окончив институт, Юхтин поступил в штат Театра киноактера и тут же получил сразу два предложения от режиссеров. В криминальной драме Иосифа Хейфеца «Дело Румянцева» он сыграл шофера Евдокимова, а в фильме «Чужая родня» — гармониста Васю.
Но сам Юхтин отправной точкой своей карьеры считает не эти картины, а фильм «Весна на Заречной улице» режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера. А роль инженера Крушенкова всегда называет в числе своих самых любимых ролей.
«На съемках „Весны“ мы трудились днем и ночью. Снимали на заводе, на природе, в павильоне. Кто-то даже шутливо переиначил название фильма — „Без сна на Заречной улице“, а Хуциева прозвали Мартеном Мартыновичем», — рассказывал Юхтин.
«Мечта о семейном счастье все же не давала покоя»
После премьеры картины не только на Николая Рыбникова и Татьяну Иванову, исполнивших главные роли, но и на других артистов, буквально обрушилась лавина популярности. Не избежал этой участи и Юхтин. Его начали узнавать на улице, подходили, просили автографы. Появились у молодого актера и свои поклонницы.
К тому времени большинство бывших однокурсников Юхтина уже были замужем или женаты, а некоторые даже не по одному разу. И только Геннадий все еще ходил в холостяках.
«Не имея ни кола, ни двора, ни даже постоянной прописки, я как вольный художник слонялся по командировкам и жил где попало. И хотя меня такие условия вполне устраивали, затаенная мечта о своем доме и семейном счастье все же не давала покоя», — говорил Юхтин.
«Я мог бросить якорь в Одессе на вечную стоянку»
И вскоре Геннадий действительно едва не женился. Как-то раз, после премьеры фильма «Мальва» в Одесском клубе моряков, к нему подошла делегация английских матросов — благодарили за роль Сережки и подарили курительную трубку.
И хотя похвала иностранцев была приятна артисту, он смотрел не столько на англичан, сколько на их переводчицу — элегантную молодую девушку, которую все называли мисс Хелен.
Они познакомились. Елена в совершенстве знала английский, наизусть цитировала Шекспира и лихо водила собственный «Москвич».
«Мы уезжали от городской суеты на дальнее побережье, туда, где золотой песок, лазурное небо, бескрайнее море и никого вокруг… Я мог бросить якорь в Одессе на вечную стоянку, но волны киностихии унесли меня к другим берегам», — вспоминал Юхтин.
Позже Геннадий признался, что женился бы на Елене, будь у него свое собственное жилье. А становиться приживалой у родных жены он не захотел.
Теперь можно было задуматься о женитьбе
К тридцати годам Юхтин снялся уже в пятнадцати картинах и входил в число самых популярных актеров СССР. Однако, по-прежнему ютился в съемной комнате с временной пропиской.
И тут, к счастью, судьба свела Геннадия с режиссером Сергеем Юткевичем. Тот как раз приступал к съемкам фильма «Рассказы о Ленине» и пригласил Юхтина на роль солдата Федора Мухина.
Картина собрала множество наград на различных фестивалях, а Максим Штраух, сыгравший вождя мирового пролетариата, получил Ленинскую премию.
Не были забыты и исполнители второстепенных ролей. В частности, Геннадий Юхтин получил долгожданную московскую прописку. А через несколько лет после этого он смог купить однокомнатную кооперативную квартиру. Теперь ему можно было задуматься и о женитьбе.
«Я страшно волновался, когда просил благословения»
По словам Юхтина, он, конечно же, не был монахом. Были в его жизни и увлечения, и романы, и даже длительные отношения. Но настоящей семьей он обзавелся, только разменяв пятый десяток.
С Лидой они познакомились на каком-то праздничном мероприятии. Девушка только что закончила Плехановский институт и устраивалась работать бухгалтером.
«Она гораздо моложе меня, и я страшно волновался, когда просил благословения у ее мамы. Женщина старой закалки, она не понимала стремления дочери стать супругой взрослого, хоть и довольно известного актера», — вспоминал Геннадий.
Тем не менее свадьба состоялась и с тех пор вот уже почти полвека Геннадий и Лидия идут по жизни вместе. Правда, обзавестись детьми у супругов так и не получилось, но трагедии делать из этого они не стали.
«Жена меня ни разу никуда не порекомендовала»
Выйдя замуж за Юхтина, Лидия начала работать в актерском отделе «Мосфильма» — вела картотеку с данными всех артистов страны, с помощью которой режиссеры подыскивают кандидатов на роли.
«Жена занималась штатными актерами «Мосфильма», но меня ни разу никуда не порекомендовала. Не такой у нее характер, чтобы «порадеть родному человечку»», — смеется артист.
Вообще, по словам Юхтина, Лидия — абсолютно непубличный человек и не любит, когда он о ней упоминает в интервью.
Однажды Геннадий сделал попытку «пристроить» жену в кино. На съемках картины «Тайна Золотой горы» для сцены застолья требовались русские девушки. И кто-то из ассистентов предложил задействовать жен артистов, приехавших вместе с ними.
Геннадий тогда еле уговорил Лидию сниматься. Да и то в кадре она, то рукой закрывалась, то платочком. После этого Юхтин понял, что актрисы из жены не получится и оставил ее в покое.
«Зато благодаря Лиде я обрел настоящий дом и лучшего друга, которому так же, как мне, дороги все мои пути-дороги и воспоминания о них», — говорит артист.
«Никогда не любил сидеть на месте»
В марте этого года Геннадию (Гению) Юхтину исполнилось 89 лет. А фильмография его насчитывает более 170 ролей. И сейчас, несмотря на возраст, артист старается вести активный образ жизни и «не выпадать из колеи». Он участвует в различных концертах, проводит встречи со зрителями и по-прежнему снимается в кино.
В этом году ожидается премьера 12-серийного музыкального фильма «Хор», в котором Геннадий Юхтин играет роль профессора.
«Для меня жизнь — это творчество. Никогда не любил сидеть на месте и сейчас готов двигаться дальше», — говорит артист.