Стыд — чувство иррациональное, свойственное каждому, но в разной степени. Однако можно проследить тенденции, что для европейцев — норма, а для русских — стыдное поведение. Поговорим, принято ли выводить в общество особенных детей и просить помощи у посторонних. А также, зачем ребенка учат говорить «нет» и почему с ним обсуждают половые вопросы и политику.
Меня зовут Мария, и уже восемь лет я живу в Европе. За это время я успела обзавестись новыми подругами совершенно разных национальностей, которые делятся со мной своим опытом, традициями и знаниями. С интересом слушая их, я что-то беру на заметку, а что-то пропускаю мимо. На этот раз говорим об общепринятых установках, за что стыдно одним, а другим — нет.
Показывать на публике особенных детей
В Европе родители никогда не прячут детей с особенностями. Они берут их с собой на прогулку в парк, на рынок, в магазин, в кафе. Европейцы честно рассказывают о необычном ребенке, делятся подробностями общения с ним и всячески пытаются интегрировать его в общество.
У моей подруги-хорватки два сына — у младшего диагностировано редкое генетическое заболевание, и ему требуется особый уход. Он ходит в специализированную школу, а к ним на дом в выходные приходит социальный работник, чтобы отпустить родителей на несколько часов отдохнуть.
Она охотно приводит его в гости и никогда не стесняется сына. Мы несколько раз обсуждали с ней эту тему:
«Он — моя семья. Если кому-то дискомфортно рядом с ним, то мне неинтересно общаться с этими людьми. Либо нас принимают всех вместе, либо никого».
В России не принято афишировать детей с особенностями. Редкие исключения — селебрити, которые рассказывают о своих детях. Но даже они часто вызывают раздражение или игнорирование у окружающих.
Жить небогато
Европейцы не стесняются говорить, что живут скромно. Люди с удовольствием берут у знакомых секонд-хенд вещи для детей, покупают продукты по акции, пользуются скидками и бонусами.
У моей знакомой шведки нет автомобиля, основная причина — большая статья расходов: дорогое топливо, высокий налог, платная парковка.
«Поэтому мы с мужем решили, если нужно куда-то съездить, будем брать напрокат. Расходы в разы меньше и нет головной боли из-за ремонта или парковки».
В Европе действительно очень популярны сервис почасовой аренды автомобиля — в среднем поездка обходится дешевле, чем такси. А если брать на сутки, то вообще получается очень бюджетно. Поэтому европейцы часто планируют на один день крупные покупки, поездки и другие дела в разных концах города.
Еще более экономное отношение у европейцев к тратам в магазине.
«Я вообще беру в супермаркете продукты только по акции. Всегда можно найти и овощи, и мясо со скидками. Даже меню планирую, исходя из этого. Когда скидка на рыбу, тогда и рыбный день», — делилась со мной знакомая голландка 8 лет назад.
Чуть позже я в этом убедилась — действительно акции дают не на продукты с коротким сроком годности или залежалый товар — со скидкой можно купить полный продуктовый набор.
В России важно поддерживать свой статус. Люди берут кредиты на телефоны и телевизоры, только для того, чтобы было «не хуже, чем у других». А уж признаться, что покупаешь продукты по акции в «Пятерочке» — стыдно и считается уделом стариков.
Просить помощи у незнакомых людей
В Европе очень развиты группы взаимопомощи. Даже в школе есть добровольцы из родителей, которые, если понадобится, готовы прийти на помощь другим.
Моя подруга француженка год состояла в такой школьной группе, мне она рассказывала:
«У нас с мужем только одна дочка, но на нашем потоке были семьи с несколькими маленькими детьми и мне хотелось им помочь. За год мне позвонили только однажды, когда одна мама должна была ехать рожать и ей не с кем было оставить своего шестилетнего сына. Я, конечно, взяла его на день к себе домой».
Группы помощи и поддержки есть при больницах, детских садах, школах, церквях. Когда я родила второго ребенка, мне дали контакты сразу нескольких групп, куда можно было обратиться с просьбой бесплатно погулять с малышом или сходить в магазин, пока я буду спать с ребенком.
Людей учат, что обращаться за поддержкой не стыдно и лучше не геройствовать, а прийти и честно сказать, что нужна помощь. Европейцы не пытаются все успеть или доказать кому-то, что у них есть сверхспособности. В России просить о помощи не принято. До последнего люди готовы взваливать на себя все заботы, только бы не показать свою слабость. Даде поход к психологу с конкретной проблемой — акт героизма в российских реалиях.
Говорить с детьми на взрослые темы
О половом воспитании в европейских школах известно многим. Говорить о том, откуда берутся дети, начинают в 9-10 лет. В старшей школе с подростками поднимают уже более серьезные темы: о нежелательной беременности, половых заболеваниях и способах предохранения.
Многие родители не врут детям с самого начала и на вопрос «Откуда я появился?», честно отвечают: «Из маминого живота». Разговоры проходят без деталей и подробностей, но и без капусты и аистов.
Однако круг «взрослых» тем не ограничивается только сексуальными. С детьми принято говорить о политике. В 8-9 лет ребенок знает, как устроена власть в стране (монархия, парламент и т. д.), сколько партий и каких взглядов придерживаются родители.
Поделюсь историей, которая произвела на меня впечатление. В один из вечеров мы играли с друзьями-англичанами в игру «Родители против детей». Поочередно на вопросы отвечали то те, то другие — взрослых спрашивали о жизни ребенка, а детей — о жизни родителей. Выигрывала команда тех, кто лучше знал соперников.
Мы заранее договорились, что будем убирать карточки, если вопросы будут слишком сложными для детей. Одному из сыновей английской пары достался вопрос о политических взглядах родителей и какую партию они поддерживают. Мы с мужем уже потянулись убрать карточку, как наши друзья остановили нас. Их сын абсолютно правильно ответил на вопрос. К слову, мальчику было на тот момент 6 лет.
В России не принято говорить с детьми на взрослые темы. Кто-то считает, что пусть просвещает школа, причем, чем позже, тем лучше. Кто-то полагается на то, что ребенок сам как-нибудь узнает. Что касается политических тем, то их также старательно обходят, полагая, что говорить о них вообще не надо.
Говорить «нет» самым близким
Про психологические границы и умение отказывать пусть говорят на тренингах. Я бы хотела затронуть тему слова «нет» в детско-родительских отношениях.
В Европе с определенного возраста детей у них принято спрашивать их мнение и интересоваться чувствами. Родители соблюдают границы с самого детства. Им важно учить детей говорить «нет», если им в данную минуту, например, некомфортно обниматься или не хочется дать себя поцеловать. Ребенок слушает, что чувствует, а не думает, что стыдно отказать любимой бабушке в сто первом поцелуе.
Но отношения — это дорога с двухстороннем движением. Поэтому и родители не стесняются говорить «нет» своим повзрослевшим детям. Наш друг голландец рассказывал:
«Я всегда спрашиваю у папы, удобно ли ему взять к себе моих детей на выходные и он совершенно спокойно, может мне отказать. Для этого не нужна причина, ему не надо объяснять почему. Может, ему просто не хочется, и он говорит „нет“. Мне и в голову не приходит на него обижаться. Пусть он лучше возьмёт внуков, когда ему будет этого искренне хотеться, а не из-за чувства вины передо мной».
В России очень многое в воспитании строится на обязательствах, в том числе и чувства. Дети априори должны всегда хотеть, чтобы их целовали, обнимали, просили выступить перед гостями. Стыдно сказать папе или маме «нет». А в дальнейшем и бабушки стесняются отказаться от каких-либо обязательств и по необходимости выполняют все просьбы детей.
Не извиняться за поведение детей
Европейцы дают детям много свободы. Они не цокают на них каждую минуту, разрешают им бегать, кричать, веселиться. Именно поэтому в Европе существует много кафе, ресторанов, куда не пускают с детьми до определенного возраста. Есть даже поезда с «тихими» вагонами, куда приходят посидеть взрослые, которые не переносят детский гвалт.
При этом нельзя говорить, что европейцы не следят за своими детьми — они очень строго относятся к чужой частной собственности или личным границам. То есть, бегать можно, но не задевая других людей; трогать предметы можно, только если они не принадлежат окружающим.
В большинстве случаев дети знают границы и довольно четко их соблюдают. Но, даже если ребенок провинится, родители попросят его извиниться, а разговор о поведении отложат до дома. Никто не будет показательно ругать детей при посторонних.
В России принято все время извиняться за поведение детей (не берем исключения, когда родители, наоборот, считают, что детям все можно и закрывают глаза на любые проступки). Стыдно иметь ребенка-хулигана, дети должны быть приличные, а значит тихие.
В отличие от многих других вопросов, взгляды на стыдные вопросы между Европой и Россией сильно расходятся. Одной из главных причин, на мой взгляд, является то, что в Европе всегда на первом месте был сам человек (я сам), а в СССР — коллектив (другие). Поэтому в русском человеке до сих пор живет этот стыд, усвоенный вместе с родительским воспитанием. Возможно, иногда стоит взять пример с европейцев и прекратить стыдиться самых нормальных и естественных вещей.