Можно без труда угнать машину, мотоцикл или яхту. Но наполненный пассажирский самолет, когда за окном -42 градуса, а на дворе 1985 год, это нужно было постараться. Однако, кое-кому это удалось. Рассказываем, почему и как первоклассный пилот Шамиль Алимурадов захватил командование самолетом Ан-24 и отправился на границу с Китаем. А главное, что ему за это было.
Устал стучаться в закрытые двери
В 1985 году Шамиль Алимурадов был вторым пилотом экипажа Ан-24, тогда ему было 33 года. За плечами мужчины остались летное училище и Ленинградская академия гражданской авиации. Однако, примерный семьянин и пилот с безупречной репутацией никак не мог продвинуться вверх по службе. Одним из факторов профессионального застоя был тяжелый характер Алимурадова.
«Знаете, из-за чего все это было? Просто мелкая зависть ко мне! Я был не только в отряде, но и во всем управлении единственным, кто имел высшее академическое образование! Это была всего лишь зависть со стороны командования», — рассказал о причинах своего принижения Шамиль.
Он открыто конфликтовал с руководством, неоднократно писал жалобы и дошел до министра гражданской авиации СССР. Шамиль отчаянно пытался изменить свое текущее положение и добиться повышения. Однажды он отправил телеграмму генсеку КПСС Леониду Брежневу и пожаловался на законы отечественной авиации в ООН. Но кроме как к обследованию у психиатра это ни к чему не привело.
Составил коварный план и угнал самолет
Затяжной конфликт с системой длиною в шесть лет заставил пилота усомниться в честности и справедливости советского строя. Тогда он твердо решил эмигрировать в КНР. Он рассчитывал получить политическое убежище.
В декабре 1985 года второй пилот Шамиль Алимурадов захватил советский самолет Ан-24 с 52 пассажирами на борту. Он приставил нож к горлу капитана Вячеслава Абрамяна и, вместо выполнения регулярного рейса из Якутска в Иркутск, повел самолет в Китай.
Вячеслав Абрамян не был готов к такому повороту, но ему все же удалось сообщить диспетчерам о захвате воздушного судна. Где находились аэропорты в Китае, Шамиль не знал. Поэтому им пришлось связаться в пролетающим мимо Ту-154. Его экипаж дал координаты двух площадок для приземления. Однако, Ан-24 не попал ни на одну из них. Стрелка радиокомпаса самолета хаотично вращалась и сбивала их с курса.
«Видимо, наши сообщили китайцам, что гражданский самолет терпит бедствие, а в то время отношения с Китаем были очень напряженными. Думаю, китайцы создавали помехи, хотели, чтобы мы просто разбились в горах. Не хочу ругать советскую власть, но вероятно, что и наши хотели того же», — вспоминал капитан угнанного самолета Вячеслав Абрамян.
Благодаря опыту Абрамяна, самолет удалось посадить в рисовом поле и избежать жертв. Они приземлились у деревни в округе Цицикар в 500 километрах от границы с СССР. Шамиль Алимурадов тем временем уже ждал худшего — расстрела.
Дважды отсидел в тюрьме за одно преступление
Приезд Китайских военных не заставил себя долго ждать. Алимурадов попросил политического убежища и сознался в содеянном. Его сразу заключили под стражу и 4 марта 1986 года в Харбине приговорили к тюремному сроку на 8 лет за захват и угон самолета. Правда, уже через 2 года он вышел, стал преподавать русский язык в Харбинском мединституте и даже успел жениться на китаянке. Но в 1989 году его передали советским властям.
«Вернулся в Союз, меня заверили, что я отсижу год и выйду на свободу. А потом СССР развалился, и я отсидел полных пять лет. В Китае были очень хорошие условия: хочешь — работай, а хочешь — нет. Выходили на прогулки, посещали концерты», — поделился Алимурадов.
Китайская жена с Шамилем в СССР не поехала, а первая супруга скончалась в ДТП. Поэтому, отсидев второй раз за одно и то же преступление, мужчина забрал к себе дочь от первого брака, забыл о китайской возлюбленной и вновь женился уже в России. Но к летному делу он больше не вернулся, а занялся предпринимательством и вступил в партию «Единая Россия».
Конечно, последствия такого опрометчивого поступка могли быть более серьезными, вплоть до расстрела на территории КНР, но все обошлось.