Фильм «Москва слезам не верит» о провинциальной девушке Кате Тихомировой, которая смогла покорить столицу, был тепло принят советскими зрителями и получил престижную премию «Оскар». Расскажем о том, что осталось за кадром фильма.
Актрису на роль главной героини искали очень долго
Зрителям фильма трудно представить в роли Кати Тихомировой кого-либо, кроме Веры Алентовой. Но изначально актрису на роль даже не рассматривали. Режиссер выбирал амбициозную провинциалку среди актрис Анастасии Вертинской, Ирины Купченко и Маргариты Тереховой и других популярных артисток. Роль почти ушла Евгении Ветловой, но ее в последний момент не утвердил худсовет «Мосфильма».
Когда подходящей кандидатуры не нашлось, Владимир Меньшов предложил роль своей жене. Вера Алентова согласилась не сразу — образ Кати Тихомировой и сценарий актрисе не понравились. Кстати, Людмила Муравьева тоже была недовольна своим персонажем из-за грубости и резкости.
Фильм сократили на час
Фильм «Москва слезам не верит» состоит из двух частей, но и этого оказалось режиссеру мало. Чтобы показать глубину и размышления героев, некоторые сцены были подробнее, чем в итоговом варианте картины.
Например, встреча Екатерины с любовником (Олег Табаков) была снята иначе — присутствовали откровенные сцены. Но худсовет «Мосфильма» раскритиковал кино за это, и часть кадров пришлось убрать. Так же поступили с диалогом Гоши и Коли — в первоначальном варианте мужчины пели и обсуждали международный терроризм.
Планировали снять дипломатический прием вместо кинофестиваля
В самом начале фильма подруги Катя и Люда отправляются на Фестиваль французских фильмов, где знакомятся с начинающим актером Смоктуновским и смотрят на жизнь московской богемы. Но этой сцены не было в первом варианте сценария.
Планировалось, что подруги отправятся на дипломатический прием в посольство Аргентины — Людмила получит ценные приглашения. Девушки могли бы восторженно разглядывать послов и дорогие автомобили, но Госкино запретило снимать эту сцену.
Отправили актера в больницу
Образ слесаря Гоги или Георгия Ивановича оказался сложнее, чем задумывался изначально. Ему добавлялись все новые и новые черты. Сценарист Валентин Черных признавался, что приписывает Гоге свои мечты и свои комплексы. Найти актера на роль оказалось не так просто: нужно было играть не только слесаря, но и философа. Владимир Меньшов с трудом уговорил Алексея Баталова — тому образ Гоги не сразу понравился.
Для сцены, где Гога идет разбираться с хулиганами, чтобы защитить Александру, были приглашены настоящие спортсмены. Самбисты показывали профессиональные приемы и перестарались — Баталов получил тяжелую травму кадыка, ему пришлось обратиться к врачам за помощью.
Ввели новые модные тренды
Образ провинциальных девушек, надевающих белые носочки под туфли, зрители восприняли с теплом — это и удобно, и практично. Но вскоре барышни поголовно, стремясь подражать любимым героиням, стали носить белые носки с туфлями и платьями.
После показа фильма в США появилась новая модная тенденция — все стали носить белые носочки, восхищаясь эстетикой и красотой задумки.
На самом деле создатели фильма не собирались вводить новый тренд. Чтобы передать дух эпохи, художник по костюмам нашла девушкам классические туфли того времени — они пролежали в костюмерной почти 20 лет. Кожаная обувь натирала ноги актрисам, поэтому девушки и стали надевать носочки.