В СССР многие знали о необычной семье Никитиных. У них подрастало 7 детей, которых нестандартно воспитывали. Супруги Никитины разработали свою методику, выпустили несколько книг, постоянно ездили на конференции и семинары. Их часто не понимали и даже осуждали. Рассказываем, как сложилась судьба детей Никитиных, и как повлияло на них нестандартное воспитание.
Детей зимой «выгуливали» босиком по снегу
Никитины называли себя педагогами-новаторами. Сначала о них узнали в СССР, а затем слава разошлась далеко за его пределами. Общественность больше привлекала не их научная деятельность, а то, как они воспитывали своих семерых детей. Кто-то почерпнул знаний для себя, а кто-то яростно критиковал их методы, считая такое воспитание издевательством.
Супруги познакомились в школе. Елене было 28, а Борису 42. Она была учительницей русского и литературы, а он, военный в отставке, работал учителем труда. Как-то Борис Павлович поделился с Еленой Алексеевной своей идеей. Они обсуждали возможность создания трудовой школы, используя принципы Макаренко. Как оказалось, их взгляды на воспитание были схожими. К сожалению, власти такую мысль не оценили и не разрешили открыть учебное заведение.
Когда появились дети, они решили применить свои идеи к собственной семье. Супруги хотели, чтобы все члены семьи относились друг к другу уважительно, были здоровы и счастливы. Параллельно они вели наблюдения за детьми, описывали их реакции, внедряли различные методы воспитания и развития.
Закаливание стало одной из важнейших частей жизни в семье Никитиных. Они могли делать зарядку зимой в одном белье и босиком, обливались холодной водой. В любое время года дети носили минимум одежды и при этом практически не болели.
Соседей и простых зевак шокировало это, ведь они были совсем маленькие, но родители оставались уверены, что все делают правильно. Младенцы тоже проводили много времени на открытом воздухе, их не закутывали, чтобы иммунитет формировался с первых дней.
Дети делали все, что хотели
Еще один противоречивый момент, который вызвал в обществе целую волну возмущений — это вседозволенность. Детей не закрывали в манеже, они могли делать, что им захочется. Многие думали, что такой подход негативно отразится на безопасности малышей, но здесь все было не так просто.
Супруги Никитины создавали условия, где дети росли и развивались, они направляли их на верный курс. Борис Павлович своими руками сделал тренажеры, канаты, различные игры для разных возрастов. Повсюду висели карты, таблицы. Дети росли и интересовались тем, что их окружает, поэтому вседозволенность была не такой, как мы ее себе представляем, она была направленной.
Позже свои методы воспитания и интересные наблюдения супруги оформили в книгу под названием «Правы ли мы». Там педагоги высказывали свою точку зрения о том, что детей нужно всегда развивать, делать это разнопланово, в соответствии с возрастом, иначе они будут деградировать.
Старший сын в 14 лет ушел жить к бабушке
Дети все рано начинали читать, считать, а когда учились в школе, то перескакивали несколько классов. Как они позже сами рассказывали, это не очень хорошо отразилось на их психоэмоциональном состоянии, потому что постоянно приходилось подстраиваться под новый коллектив.
Старший сын Алексей был более самостоятельный, в 14 лет он решил уйти жить к бабушке. Ему не нравилась публичность их семьи. Иногда «поглазеть» приходило до 100 человек в день. Им было интересно лично увидеть уникальных детей Никитиных. Родители не препятствовали этому, но потом немного жалели.
Женился он рано, его супруга оказалась на 10 лет старше, они вместе отправились жить в Лондон и родили двое детей. У Алексея высшее образование, по специальности он учитель физики и астрономии. Сейчас он занимается электроникой и практически не общается с родными. Мать немного жалеет, что сын покинул Родину, но отец им гордится.
Все дети Никитиных оказались образованные и интеллигентные
Антон, второй ребенок Никитиных, в 4 года уже знал наизусть таблицу Менделеева. Он выучился в МГУ и стал химиком, а затем занял руководящий пост в фирме, занимающейся фармацевтикой. В воспитании своих детей он тоже использовал методику родителей, но вносил туда свои коррективы. Антон был категорически против «перепрыгивания» классов.
Ольга, третий ребенок Елены и Бориса, проживает в Королеве. Она тоже выучилась в МГУ, получила образование юриста и делопроизводителя. У нее отличная память, она быстро читает, старается больше времени проводить с родными. В своей семье она тоже применяла многие методы, которые использовали родители.
Анна, еще одна дочь Никитиных, также живет в Королеве. Выучилась и работает медсестрой, увлекается рукоделием, воспитывает четырех детей. Она не заставляла их учиться по методике родителей, в школу они пошли вместе с одногодками. При этом все выросли трудолюбивыми, здоровыми и счастливыми.
Юля тоже живет в Королеве, у нее высшее библиотечное образование. Сначала девушка работала в редакции местной газеты, затем устроилась методистом. Она хотела стать журналисткой, но не исполнила свою мечту, зато родила двоих детей.
Сын Иван живет в Московской области. Он выучился в Калининградском техникуме, окончил его с красным дипломом. После этого прошел курсы ВГИКа и сейчас трудится на телевидении режиссером-оператором. У него большая семья, 5 детей, он старается максимально придерживаться системы воспитания и развития, которую применяли родители.
Любовь — самая младшая из всех, проживает в Королеве. Сначала она хотела стать модельером, но решила взять пример с сестры и тоже выучилась на библиотекаря. В 18 лет вышла замуж и ушла с головой в семью. У нее 11 детей, которых она тоже старается воспитывать по методике Никитиных.
Все дети не поддерживали того, что за ними постоянно наблюдали. Им не нравилась публичность, поэтому сейчас стараются не афишировать свою личную жизнь. Педагоги-новаторы воспитали достойных членов общества, которые получили образование, завели свои семьи, нашли свое призвание. Сейчас у Никитиных 28 внуков и 7 правнуков.