Роль Фрола Курганова в киноэпопее «Тени исчезают в полдень» сделала Валерия Гатаева звездой, но вместе с тем изрядно подпортила ему кинокарьеру. Расскажем, из-за чего режиссеры долго не решались приглашать артиста в свои фильмы, и почему он предпочел выбрать театр.
«Молодой человек, хотите сниматься в кино?»
Валерий Гатаев не только в детстве, но и в ранней молодости даже подумать не мог, что когда-нибудь станет известным артистом и кумиром миллионов зрителей.
Он родился 16 сентября 1938 года в Казани в простой семье. После школы Валерий устроился на завод. А через несколько лет за хорошую работу получил путевку в Гурзуф. Как-то раз, когда Гатаев прогуливался по набережной, к нему подошел незнакомец и спросил:
«Молодой человек, хотите сниматься в кино?»
Оказалось, что это режиссер Марк Донской, создавший такие известные картины, как «Мать», «Сельская учительница», «Как закалялась сталь».
В Крыму Донской снимал фильм «Здравствуйте, дети» о буднях пионерского лагеря «Артек», в который съезжаются дети из разных стран. На набережной Донской подыскивал актеров для массовки. И высокий статный парень с мужественными чертами лица привлек его внимание.
На съемочной площадке Валерий провел всего несколько дней. Но и их оказалось достаточно, чтобы перевернуть всю его жизнь.
«Молодой, красивый? Пусть едет, остальному научим!»
Вернувшись в Казань, Гатаев сразу записался в местный народный театр. И вскоре сцена настолько его затянула, что он уволился с завода и поступил в Казанское театральное училище.
Закончив в 1961 году учебу, Валерий получил распределение в Ульяновский драмтеатр, но успел там проработать всего несколько месяцев.
Примерно в это же время художественным руководителем Калининского (теперь Тверского) драмтеатра был назначен режиссер и педагог Георгий Георгиевский. Решив обновить труппу, Георгиевский разыскивал молодые таланты по всему Советскому Союзу. С этой целью он позвонил своему знакомому из Ульяновского театра, который сказал:
«Есть тут у нас один молодой, красивый. Правда, насчет таланта я пока не уверен»
А в ответ услышал:
«Молодой, красивый? Пусть едет, остальному научим!»
И Валерий Гатаев поехал в Калинин.
«Поклонницы провожали его… горячей картошкой»
В Калинине Валерий первым делом поступил в филиал Школы-студии МХАТ, которой руководил все тот же Георгиевский.
В отличие от ульяновских коллег он сразу понял, что у Гатаева есть не только замечательная фактура, но и талант. Поэтому еще во время учебы Георгиевский начал вводить Валерия во многие спектакли, причем сразу на большие роли — Артур Мэшем в «Стакане воды», Пабло в «Третьем слове», Паратов в «Бесприданнице», Александр в «Последних».
Яркий, темпераментный красавец Гатаев очень быстро стал любимцем калининских театралов. У него появилась масса поклонниц, которые каждый вечер караулили его у театрального подъезда.
Подобная картина была и во время гастролей театра.
«Человеческое обаяние и артистическое дарование Валерия Гатаева были так велики, что после гастролей поклонницы приходили провожать его на вокзал с охапками цветов и… горячей вареной картошкой. А уж что творилось у служебного входа в театрах, где мы играли, словами не передать!», — вспоминала народная артистка Вера Рычкова.
«Валера был верным мужем»
Но, несмотря на все усилия, ни одна из поклонниц не могла похвастаться, что добилась благосклонности Валерия. Потому что, несмотря на внешность и репутацию мачо, Гатаев был примерным семьянином.
Через несколько лет после переезда в Калинин он женился на девушке по имени Людмила. А в 1966 году у них родился сын Артем.
«Валера был верным мужем. Даже когда мы на гастролях выпивали, его никогда не тянуло налево», — вспоминал друг и коллега Гатаева Леонид Брусин.
Товстоногов был в восторге
Одновременно с работой в театре Гатаев продолжал понемногу сниматься в кино. Так в 1962 году он сыграл Штюрмера в военной драме «Дочь Стратиона», затем оператора звездолета в экранизации романа И. Ефремова «Туманность Андромеды», следом белогвардейского офицера в военной картине «Угол падения».
В 1970 году художественный руководитель БДТ Георгий Товстоногов ставил в калининском театре спектакль «Правду! Ничего, кроме правды!», в котором Гатаев играл одну из главных ролей. Товстоногов был в восторге от игры артиста и пригласил его в Ленинград. Товстоногову казалось, что Гатаев будет достойной заменой Павлу Луспекаеву, который незадолго перед этим ушел из жизни.
В Ленинграде Валерий сразу же стал играть в двух топовых спектаклях — «Три мушкетера» (Портос) и «Вестсайдская история» (Рифф).
«Сыграл он блестяще»
Но переезд в северную столицу стал не единственной удачей Гатаева. Почти одновременно он получил приглашение от режиссеров В. Ускова и В. Краснопольского на пробы в многосерийную картину «Тени исчезают в полдень».
Роль Фрола Курганова сделала Гатаева настоящей звездой и надолго стала его визитной карточкой. Даже спустя много лет зрители, не помня фамилии актера, называли его Фролом.
Поклонникам киноэпопеи «Тени исчезают в полдень» невозможно представить, что Курганова мог сыграть другой артист. А между тем это вполне могло случиться.
Дело в том, что худсовету пробы Гатаева показались неубедительными и он не одобрил его кандидатуру. Но Усков и Краснопольский сумели отстоять артиста.
«В результате он сыграл блестяще. Но в то же время подпортил себе кинокарьеру. Получилось, что Фрол шлейфом прилип к Валере, как Штирлиц к Славе Тихонову», — рассказывал Владимир Краснопольский.
Действительно, после «Теней» режиссеры долго опасались приглашать Гатаева в свои картины. Да и потом доверяли ему в основном второстепенные роли или эпизоды.
Хотя еще одна главная роль в послужном списке у Гатаева все же есть. Сразу же после окончания съемок в «Тенях» его пригласили со студии Молдова-фильм. В их картине «Последний гайдук» Валерий сыграл главного героя — легендарного командира Красной Армии Григория Котовского.
Зрительный зал аплодировал ему стоя
Снимаясь в этих двух фильмах, Гатаеву часто приходилось надолго отлучаться из театра: сначала в Сибирь, затем в Молдавию. Эти отлучки не нравились Товстоногову, и он поставил Валерию ультиматум — или кино, или театр.
Не в силах отказаться от съемок, Гатаев решил уехать из Ленинграда снова в Калинин, где ему были рады без всяких условий.
Коллеги по Калининскому драмтеатру рассказывали, что, когда Гатаев после возвращения впервые вышел на сцену, зрительный зал несколько минут аплодировал ему стоя.
А режиссеры снова начали давать ему главные роли в спектаклях: «Все в саду», «Миллионщик», «Нора», «Красавец-мужчина», «Прощание славянки», «Вишневый сад», «Интервью в Буэнос-Айресе», «Энергичные люди», «Мой друг Моцарт», «Волки и овцы», «Варвары», «Берег», «Мария Стюарт».
В 1976 году Валерию Гатаеву присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». А через 10 лет он стал Народным артистом РСФСР.
В Калинине Гатаев и сам попробовал себя в режиссуре. В 1985 году он поставил спектакль «Скамейка» А. Гельмана, а через год — «Островитянина» А. Яковлева.
Востребованность Гатаева в театре была настолько велика, что ему некогда было жалеть о кино. Хотя, если приглашения поступали, он с удовольствием отправлялся на съемки.
Фильмография Валерия Гатаева насчитывает около 40 работ. Кроме упомянутых выше, наиболее значительными стали его роли в фильмах «Последний побег», «Без срока давности», «Раскол», «Отец и сын», «Антонина Брагина», «Корабль пришельцев» и других.
«На репетиции у нас все и закрутилось»
В середине 80-х произошли изменения в личной жизни артиста. В театр поступила молодая актриса Ольга Дубовицкая, в которую Гатаев влюбился до умопомрачения. И даже то, что Ольга была на 24 года моложе, его не остановило.
«После окончания ГИТИСа я распределилась в Калинин. Там, на одной из репетиций, у нас с Валерой все и закрутилось. В такого доброго и интересного мужчину невозможно было не влюбиться», — вспоминала Дубовицкая.
Ради Ольги Гатаев оставил семью. Впрочем, сын Артем к тому времени уже был взрослым и сумел понять отца.
Доронина «выбила» для молодоженов квартиру
В 1987 году Гатаев снова уехал из Калинина, на этот раз уже навсегда. Переманила его Татьяна Доронина, возглавлявшая МХАТ имени М. Горького.
Дело в том, что Доронина тоже ставила «Скамейку» и играла в ней вместе с Олегом Табаковым. Но вскоре отношения их разладились и Табаков ушел из театра. И тогда Доронина вспомнила, что в Калинине есть замечательный артист Гатаев, который отлично играет в этой пьесе.
Валерий поставил условие, что вместе с ним во МХАТе будет работать и его молодая жена. Доронина согласилась и даже выделила молодоженам крохотную однушку недалеко от центра. А. когда через два года у них родились девочки-двойняшки Маша и Таня, «выбила» для семьи артистов трехкомнатную квартиру в генеральском доме в Сокольниках.
Во МХАТе Гатаев быстро стал одним из ведущих артистов. «Белая гвардия», «Вишневый сад», «На дне», «Три сестры», «Зойкина квартира», «Зыковы» — это только неполный перечень спектаклей, в которых он принимал участие.
Кроме того, Валерий много лет возглавлял профком театра.
В 1999 году за большой вклад в культуру Гатаев был награжден орденом Дружбы народов.
«Это стало для него трагедией»
Посвящая все свое время работе и семье, Валерий забывал следить за здоровьем. А оно все чаще подводило артиста.
С начала 2000-х у Гатаева обнаружились серьезные проблемы с сердцем и сосудами.
«Поначалу он хорохорился, но со временем понял, что больше не в состоянии выходить на сцену, ведь были поражены сосуды ног. Для искреннего и благородного человека, красавца с внешностью героя это стало трагедией», — рассказывал коллега Гатаева Михаил Кабанов.
Первое время Гатаев старался не унывать. Перестав выходить на сцену, он много времени проводил с молодыми артистами — делился опытом, подсказывал, помогал входить в роли.
Но быстропрогрессирующий атеросклероз все-таки заставил артиста уйти на пенсию.
«Мы в театре о нем не забывали. Старались поддерживать материально. Но по придуманным кем-то квотам выплаты не могли превышать пяти тысяч рублей в месяц», — вспоминал Кабанов.
24 июня 2011 года сердце Валерия Гатаева не стало. Актеру было 72 года.