Помните комичный эпизод из фильма «Ирония судьбы», где главный герой в состоянии опьянения принял чужую квартиру за свою? А ведь в Советском Союзе многие жилища действительно были похожими одно на другое как две капли воды. В те времена предметы интерьера и быта массово выпускались на производствах, поэтому увидеть у соседа такую же статуэтку, как у себя, было нормой. Но сейчас такие массовые вещи представляют ценность разве что для коллекционеров. Рассказываем о 5 мелочах в советской квартире, которые не понять русскому человеку сегодня.
Фарфоровые статуэтки
Фарфоровые статуэтки занимали свое почетное место во многих советских квартирах. Рыбки, леопарды, медвежата, зайцы и другие зверушки, а также мужчины и женщины в народных костюмах — все это стояло в сервантах, на стенках и телевизорах. Тогда это было данью моде и признаком некоего благополучия. Так, Дмитрий Десятерик отмечает:
«Фарфор в нашей квартире не держали. Так или иначе, раньше это считалось определенным шиком».
Тем не менее много семей тогда действительно «шиковали», ведь в СССР работало больше 30 фарфоровых заводов. Статуэтки выпускались сериями, поэтому у всех были одинаковые изделия.
Сегодня люди уже не ставят фарфоровые изделия в серванты, потому что это выглядит слишком по-советски. Однако данный предмет интерьера приобрел бешеную популярность на антикварном рынке. Например, за статуэтки с названиями «Дядя Степа — милиционер» и «Телефонный разговор» цена может доходить до 20-50 тысяч долларов.
Ковер
Ковер на стене в советской квартире — это тоже классика жанра. Но, в отличие от фарфоровых статуэток, данный предмет интерьера покупали не только ради красоты, а и с целью шумоизоляции, чтобы хоть как-то приглушить звуки из соседних квартир в тонкостенных хрущевках. Заодно это помогало обеспечить приватность собственной жизни.
Сегодня ковер на стене многие люди считают чем-то ужасным и нелепым. Например, участница форума пишет свое мнение по этому поводу:
«Иногда я бываю в домах, где на стенах висят ковры. Они придают комнате неопрятный, колхозный и совершенно безвкусный вид. Не хочется лезть со своим уставом в чужой монастырь, но подобные элементы интерьера вводят в дикий шок».
Однако в советское время ковер, наоборот, считался признаком зажиточности и благополучия. Психолог Светлана Бояринова отмечает:
«Семья, у которой был ковер, считалась благополучной, зажиточной, а если могла положить ковер и на пол, то вообще признавалась богатой».
Сифон для газирования воды
Этот бытовой прибор тоже был практически в каждой советской квартире и сегодня вызывает теплую ностальгию у многих людей. В те времена приготовление домашней газировки было привычным делом. Рита Дремо вспоминает:
«Отец делал сильную газировку — заправлял сифон сразу двумя баллончиками. Выпивали мы этот напиток быстро — и родители делали новый, поэтому дома у нас лежало несколько комплектов газовых баллончиков. Обязательной была „водичка из сифона“ и на праздничных столах».
Стоит отметить, что железные сифоны были более безопасными, чем стеклянные. Зато вторые позволяли наблюдать за процессом газирования воды.
В наши дни, в отличие от советского периода, газировка представлена в магазинах в широком ассортименте. Поэтому сифоны мало кто держит дома. Разве что приверженцы здорового способа жизни и любители старины. Сегодня советские сифоны — это раритет, как и фарфоровые статуэтки, поэтому коллекционеры покупают их на аукционах.
Картина-чеканка
Металлические картины с рельефным рисунком вошли в моду в 60-х годах. Эти декоративные предметы интерьера изготавливали не только государственные предприятия, но и частные умельцы. Сюжеты в основном касались литературы, истории и религии. Как говорит создатель музея социалистического быта в Татарстане Рустем Валиахметов, в 70-80-х годах сувенирные магазины буквально ломились от продукции в стиле «чеканка». Их было принято дарить, а не покупать самому себе.
«Как только советский человек получал индивидуальную квартиру, там всегда на стене появлялась „чеканка“. Это был своеобразный фэншуй по-советски», — отмечает Рустем Валиахметов.
Популярность картин объяснялась дешевизной материалов. «Жестянка», медь, латунь с оловом — все это стоило копейки, а иногда и вовсе бесплатно доставалось на производстве.
Сегодня картины-чеканки не в моде. Елена Шаламонова с ноткой горечи пишет:
«Старые чеканки стали „разжалованы“. Из наших квартир и домов они перекочевали в ссылку — на веранды, дачи и даже в гаражи».
Эти изделия теперь представляют интерес преимущественно для коллекционеров. Так, ростовчанин Дмитрий Федоренко собрал уникальную коллекцию советских чеканок ручной работы. Всего в коллекции у мужчины больше 500 работ художников-чеканщиков 70-80-х годов.
Часы с боем
Во времена СССР у многих советских квартирах были также часы с боем. Но сегодня это впечатляющее чудо техники мало у кого вызывает восторг. Так, один из участников форума рассказывает:
«У родственников в моем детстве были такие часы. Они громко тикают и боем мешают спать».
Другой участник описывает аналогичную ситуацию:
«В гостях в детстве случалось ночевать в домах, где были часы с боем. Ой нет! Мрачновато».
К тому же современному человеку такие часы не кажутся нужными, потому что в них отсутствует функция будильника. А если бы и была, то все равно большинство людей предпочли бы заводить будильник на телефоне, где можно поставить любую мелодию и отрегулировать громкость.
Тем не менее в наше время находятся любители старины, которые целенаправленно охотятся за советскими часами с боем. Так, пользователь Василий делится на форуме своим желанием:
«Вот бы найти еще советские настольные часы с „вестминстерским“ гонгом и каким-нибудь сложным боем».
Многие мелочи из советских квартир для современных людей до сих пор ценны, потому что они напоминают детство. Но младшее поколение вряд ли поймет всю прелесть настенных ковров, на которых перед сном можно было рассматривать узоры. Или часов с боем, к которым настолько привыкаешь, что когда они перестают идти, уже не можешь уснуть в тишине. Все эти предметы вызывают горько-сладкую ностальгию и заслуживают того, чтобы мы о них хотя бы помнили.