В конце 40-х годов американские издания одно за другим публиковали фотографию, которая повергла читателей в шок. На ступеньках старого дома сидят четверо детей, а их беременная мать прячет лицо от камеры. Рядом — табличка с объявлением о продаже детей. Рассказываем, что стало с этой многодетной семьей и почему жизнь каждого ребёнка родители оценили всего в несколько долларов.
Предыстория фотографии
«The Vidette Messenger» / Newspapers.com
В 1948 году американский народ столкнулся с тяжелыми последствиями Второй мировой войны. И хотя по общим показателям жизнь в стране становилась лучше, в некоторых штатах люди оказались на грани выживания.
Это случилось с семьей Чалифукс, что проживала в штате Иллинойс. Хозяйкой дома была 24-летняя Люсиль, которая любила своего мужа и растила прекрасных детей. Женщина старалась следить за собой, носила красивые платья и вела хозяйство. Ее 40-летний супруг Рэй был трудолюбивым человеком с добрыми глазами, который ценил порядок и аккуратность. Но когда отец семейства потерял работу, жизнь домочадцев сильно изменилась. У них не осталось денег даже на хлеб, а хозяин дома грозился выселить их за неуплату аренды. Тогда супруги решились на отчаянный шаг и выставили объявление о продаже собственных детей.
Мать прибила у крыльца табличку с надписью «4 children for sale. Inquire within» («Продаются четверо детей. Спросить хозяйку») и посадила каждого из них рядом для «наглядности».
На верхней ступеньке сидела 6-летняя Лана с 5-летней Рей Анной, а ниже — 4-летний Мильтон и двухгодовалая Сью Эллен.
Эту ужасающую сцену заметил неизвестный фотограф и отправил резонансный кадр в местную газету. Позже сообщения о семье Чалифукс разлетелись по всей Америке.
Как читатели отреагировали на объявление
«The Vidette Messenger» / Newspapers.com
Реакция неравнодушных жителей не заставила себя ждать, ведь все сочувствовали тяжелому положению многодетной семьи. Конечно, многие восприняли снимок как крик о помощи и предложили поучаствовать в судьбе малышей. Всего через несколько дней была опубликована еще одна статья, где говорилось о том, что женщина из Чикаго готова пустить всех к себе на время, а другие предлагали привезти продуктов или помочь с оплатой счетов.
Но родители отказались от чужой помощи, они не убрали объявление со двора дома. Через 2 года после публикации резонансной новости всех младших членов семьи Чалифукс продали желающим. И даже самого младшего ребенка, который на момент съемки ещё не родился, забрали в новую семью.
Спустя несколько лет журналисты вспомнили о скандальном снимке и решили разузнать, как сложилась дальнейшая судьба детей. Известно, что брак Люсиль распался, но она встретила другого мужчину. В союзе с ним у нее появились еще четверо детей — они остались жить с мамой.
Рей Анну продали в семь лет
В 1950 году 7-летнюю девочку приобрела пара фермеров, которых звали Джон и Рут Зоетман. На тот момент биологическая мать уже встречалась с другим мужчиной и он хотел, чтобы Люсиль как можно быстрее разорвала связь со своим «прошлым». Глядя на уходящую сестру, младший Милтон не выдержал и расплакался, а новые родители согласились взять еще одного — бесплатно.
У Рей Анны нет документов, подтверждающих, что ее продали, как и бумаг об усыновлении. Её назвали Беверли. В память о прошлой жизни осталось лишь платье, в котором она была в день продажи. Новым домом старшей Чалифукс стал сарай, где с ней обращались как с рабыней, ее сажали на цепь в амбаре и избивали без всякого повода.
Когда ей было 17 лет, произошло еще одно серьезное потрясение. Её похитили неизвестные и изнасиловали, но когда полиция вернула Анну домой, выяснилось, что она беременна. Новая мать не стала разбираться и отправила девушку в Мичиганский приют для одиноких матерей. Малыша у неё забрали, а сама Рей приняла этот исход как возможность начать жизнь с чистого листа.
Спустя много лет она пыталась восстановить связь с братьями и сёстрами с помощью интернета.
«Я хочу найти семью, прежде чем умру», — сказала она.
С родной матерью она встретилась в 21 год и пожалела, что решилась забыть прошлые обиды. Люсиль, по словам Рей Анны, не испытывала чувства вины.
Милтона продали в шесть лет
Вместе с сестрой мальчик попал за злосчастную ферму и ему в этой семье повезло ещё меньше. Приёмный отец с самых первых минут невзлюбил нового сына и прямо заявил, что он будет использовать мальчика как раба. Кроме постоянных избиений и издевательств, Милтону устраивали «уроки хорошего воспитания». В один из таких дней мальчика привязали в сарае и кормили несколько дней лишь арахисовым маслом с молоком.
«Как-то раз я спросил его почему он так поступает и Джон сказал, что только в таком случае я буду его бояться и слушаться», — рассказал Милтон.
Повзрослев, юноша не смог больше терпеть такое отношение и однажды дал своему отцу сдачи. Тот в ответ вызвал полицию, Милтона забрали в участок, а оттуда — в психиатрическую клинику. После освобождения он нашел родную мать и даже жил с ней какое-то время. Но второй супруг Люсиль стал поднимать на него руку и ему снова пришлось уйти.
«Она не извинилась за то, что продала меня. Она ненавидела меня так сильно, что ей было все равно», — сказал он.
21-летний Милтон уехал в Чикаго и там наконец женился, а после молодая семья перебралась в Аризону.
Бедфорда продали в годик
Мальчик родился через несколько месяцев после появления злополучного фото. Приемными родителями малыша стали супруги Гарри и Луэлла МакДэниел, которые не могли иметь своих детей. Жила семья в поселке Витфилд, всего за несколько километров от фермы супругов Зоетман, где росли Рей Анна и Милтон.
Бедфорд приезжал к брату и сестре на велосипеде и пытался порвать цепь, к которой их привязывали в сарае. Новые родители очень любили Бедфорда, хотя и воспитывали его в благочестивой христианской строгости. В 20 лет он ушёл в армию, а после переехал в Вашингтон.
С матерью он увиделся уже взрослым и не стал судить ее за совершенный поступок.
«Все мы люди. Все мы делаем ошибки. Она, возможно, думала о детях. Не хотела, чтобы они умерли. Мы не должны ее судить», —сказал он.
Дэвид мечтал увидеться с братьями и сёстрами, и долгожданная встреча была запланирована на 2013 год. Но не все смогли собраться, две сестры к этому моменту уже ушли из жизни.
Лану продали в шесть лет, а Сью Эллен Чалифукс — в три года
О судьбе двух сестёр практически ничего не известно, но остальные члены семьи общаются с некоторыми родственниками Ланы.
«Я даже не успел узнать свою сестру Лану, потому что она умерла в 1998 году от рака», — сказал Миллс.
У ее сына Тимоти были документы об усыновлении матери, но они сгорели во время пожара.
Сью Эллен оказалась в семье супругов с фамилией Джонсон и жила недалеко от своего прошлого дома. Девочка выросла в районе Ист-Сайд в Чикаго. В 2013 году в возрасте 67 лет она умерла от болезни лёгких, но за год до смерти она успела встретиться со старшей сестрой Анной. Говорить из-за трубки в горле Сью Эллен не могла, но записала:
«Это потрясающе. Я люблю ее».
А вот к родной матери она оказалась не так благосклонна, ее отношение было очень радикальным.
«Я никогда ее не прощу. Пусть горит в аду», — Говорила она.
Даже спустя годы дети из семьи Чалифукс не могут забыть того дня, когда родная мать решила продать их из-за тяжелого финансового положения. Некоторым из малышей совсем не повезло — им приходилось жить на цепи в сарае — и они так и не смогли принять поступок матери. Лишь самый младший (и самый удачливый), Дэвид, простил родителей и попробовал понять их мотивы.