Маленькие зрители любят Рину Зеленую по ролям Черепахи Тортилы из «Приключений Буратино», бабушки из фильма «Про Красную Шапочку» и Графини Вишни из «Чиполлино». Ну а взрослые помнят разговорчивую домработницу Аришу из «Подкидыша», гримершу из комедии «Весна» и, конечно же, очаровательную миссис Хадсон из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но сегодня мы расскажем не о киноработах Рины Зеленой, а о том, как сложилась личная жизнь актрисы.
Впервые замуж Рина вышла в 18 лет
Екатерина Васильевна Зеленая (так звучит настоящее имя актрисы) дважды была замужем. Первым ее супругом стал известный московский юрист Владимир Блюмельфельд. Он был намного старше Рины, которой на момент замужества едва исполнилось 18 лет.
Об этом браке Рина Зеленая почти никогда не вспоминала, тем более, продлился он недолго. Темпераментная, веселая Рина и спокойный, уравновешенный Владимир просто не могли ужиться вместе. Прожив всего несколько лет, Блюмельфельд и Зеленая тихо, без скандалов разошлись.
«Новые люди должны устраивать совместную жизнь без фальшивого лицемерия»
А вскоре Рина влюбилась в знаменитого журналиста и писателя Михаила Кольцова. Он был действительно весьма неординарным человеком. Служил в разведке, а во время войны в Испании являлся не только репортером, но и официальным представителем Сталина при республиканском правительстве.
Хемингуэй считал Кольцова своим другом и даже сделал его прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол».
К моменту знакомства с Риной Кольцов был женат на советской журналистке Елизавете Ратмановой. Кроме того, у него была «дама сердца» — пламенная немецкая коммунистка Мария Остен.
Но обаяние этого человека было настолько велико, что влюбленная по уши Рина ,не задумываясь, примкнула к этому любовному треугольнику. Кольцову такое «троеженство» казалось вполне нормальным проявлением новой советской морали. Недаром же ему принадлежит известная фраза:
«Рожденные революцией новые люди должны устраивать совместную жизнь без посредничества церкви и государства, без фальшивого лицемерия».
Первое время Рина была абсолютно счастлива, но постепенно ситуация начала ее тяготить — Кольцов мог неожиданно исчезнуть. Он отправлялся или в командировку, или к другой женщине. Однажды актриса все же нашла в себе силы разорвать эти отношения. И как оказалось, сделала это очень вовремя.
Вскоре Михаила Кольцова арестовали и расстреляли, как пособника троцкизма и врага народа. Мария Остен, примчавшаяся из Германии выручать возлюбленного, тоже погибла в застенках НКВД. Официальной жене Елизавете Ратмановой удалось спастись только потому, что она публично отреклась от мужа.
А Рина Зеленая, переборов страсть к Кольцову, наконец-то нашла человека, который стал любовью всей ее жизни — архитектора Константина (Котэ) Топуридзе.
«Мы нигде не столкнулись, даже в дверях»
Они познакомились летом 1937 года в Абхазии в доме отдыха «Синоп» и с тех пор уже не расставались. Самое интересное, что встретиться Рина и Котэ могли намного раньше — и в Москве, и в Ленинграде у них обнаружилось множество общих друзей и знакомых.
«Видимо, когда один из нас приходил в какой-то дом, другой ушел из него за пять минут до этого. Так я сужу потому, что мы нигде не столкнулись, даже в дверях», — писала актриса в своей книге «Разрозненные страницы».
Кроме того, выяснилось, что Рина по дороге в театр постоянно проходила возле дома Котэ и даже не догадывалась, что здесь живет человек, с которым она будет счастлива целых 40 лет.
«Я называла Константина Тихоновича «мой ангел»»
Правда, уже став женой Топуридзе, Рина обнаружила, что у ее мужа довольно сложный и вспыльчивый характер. Но актриса, которая и сама никогда не была тихоней, любила Котэ вместе со всеми его недостатками.
Например, Котэ требовал, чтобы, отправляясь на гастроли, Рина каждый день писала ему письма. И актриса, которая терпеть не могла эпистолярный жанр, каждый вечер в подробностях описывала супругу свой день. Кстати, сам Топуридзе за все 40 лет супружества написал Рине всего 6 писем.
«Несмотря на его ужасный характер, я называла Константина Тихоновича «мой ангел», и домработница мне говорила:
— Твой ангел звонил. У него поздно будет заседание. Чтобы ты никуда не уходила. Ждала. Я рычала от ярости, но ждала», — вспоминала актриса.
«Дорогой Рине, снаружи Зеленой, а внутри Золотой»
Своих детей у Топуридзе и Зеленой не было, но Рина с огромным удовольствием общалась с детьми мужа от первого брака.
Младший сын, Сандро, долго жил у них после войны. А старший Роман был ее настоящим другом. В 1942 году Романа эвакуировали из блокадного Ленинграда в Ташкент, но он всей душой рвался на фронт. И Рина, используя свои связи, помогла парню попасть в Ивановскую летную школу.
Став стрелком-радистом, Роман писал актрисе с фронта письма, многие из которых начинались словами:
«Дорогой Рине, снаружи Зеленой, а внутри Золотой, от сына, идущего в бой».
«У меня есть Котэ»
В конце 40-х Константин Топуридзе стал главным архитектором исторического центра Москвы. Кстати, знаменитые фонтаны на ВДНХ — «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок» — его работа.
Рина Зеленая восхищалась и гордилась талантом и образованностью мужа.
«Мне энциклопедий не нужно. У меня есть Котэ», — говорила она.
Супруги были очень дружны и, гуляя, всегда держались за руки. Причем не только в молодые годы, но и в преклонном возрасте.
«Одной половинки вдруг не стало»
В 1969 году у Топуридзе случился первый инфаркт. Когда его увезли в больницу, Рине тоже стало плохо — поднялось давление и даже повредилась сетчатка глаза. Тогда врачам удалось спасти Константина Тихоновича. А вот второго инфаркта, который случился восемь лет спустя, его сердце не выдержало.
23 июля 1977 года Константин Топуридзе скончался на 73-году жизни.
«Они были настолько близки, как две половинки одного целого. И вдруг одной половинки не стало»,— вспоминал внук Топуридзе.
Потеря была такой огромной, что от горя Рина Васильевна ослепла. Ей даже сделали специальный бинокль, но актриса все равно очень плохо видела. Телевизор она смотрела, почти прижавшись лицом к экрану, а газеты и книги ей читали родственники.
«Я так счастлива играть мебель!»
Отдушиной для актрисы стали съемки в кино, в особенности сериал про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Правда, роль миссис Хадсон, которую играла Рина Зеленая, была совсем небольшой и почти бессловесной, но ей это даже нравилось.
Поэтому, когда режиссер Игорь Масленников предложил расширить роль, актриса сказала:
«Зачем? Я так счастлива играть мебель!»
«Это случится за пять минут до моей смерти»
Последние годы Рина Зеленая провела в Доме творчества артистов кино «Матвеевское». Каждый день к ней приезжали родные — племянница с мужем, внук Константина Топуридзе, другие родственники. А рядом с ней жили Евгений Габрилович, Анастасия Цветаева, Арсений Тарковский.
Там же в «Матвеевском» Рина Зеленая написала свою книгу «Разрозненные страницы», которая до сих пор считается лучшими актерскими мемуарами.
Интересно, что при всех своих заслугах, Рина Зеленая была только народной артисткой РСФСР (это звание она получила еще в 1970 году). Однажды она даже сказала:
«Если меня когда-нибудь и наградят, то это случится за пять минут до моей смерти».
Слова актрисы оказались пророческими. Указ о присвоении ей звания Народной артистки СССР вышел утром 1 апреля 1991 года, когда Рина Васильевна была уже в беспамятстве. В 15 часов того же дня актриса скончалась на 90-м году жизни.
А указ отменили — посмертно такие звания не присуждают.