В творческой жизни знаменитой актрисы Элины Быстрицкой каких ситуаций только не было. Например, однажды ей пришлось играть любовь с человеком, который ее жестоко оскорбил. А в другой раз известная актриса потребовала убрать Элину из кадра, потому что выглядела на ее фоне старухой.
Но Элина Быстрицкая с честью вышла из обеих конфликтных ситуаций.
Быстрицкая хваталась за каждую возможность подработать
Впервые Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук встретились в 1951 году в Киеве на съемках картины «Тарас Шевченко».
Бондарчук к этому моменту был известным артистом. Несколько месяцев назад на экраны вышел фильм «Кавалер Золотой Звезды», в котором он сыграл главного героя — фронтовика-орденоносца. А в биографической ленте «Тарас Шевченко» Бондарчуку тоже досталась главная роль.
Элина Быстрицкая тогда только училась в Киевском институте театрального искусства. И поскольку стипендии катастрофически не хватало, то девушка хваталась за каждую возможность подработать. Например, одно время Быстрицкая была ассистенткой у знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио.
Узнав, что в картину «Тарас Шевченко» требуется массовка, Элина поспешила записаться — кроме заработка, это был отличный способ набраться опыта и усовершенствовать актерское мастерство.
«Он себе что-то позволил, а я огрызнулась»
Что именно послужило причиной конфликта Быстрицкой и Бондарчука доподлинно неизвестно.
По одним сведениям, Быстрицкой не понравилось, что женатый Бондарчук чересчур настойчиво оказывает ей знаки внимания. Другие источники утверждают, что Бондарчук неоднократно грубо высказывался в адрес Быстрицкой, а однажды в буфете даже оттолкнул ее от прилавка. А Элина, которая с юных лет умела постоять за себя, дала жесткий отпор зазнавшейся звезде и поставила его на место.
В 2019 году в программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Элина Быстрицкая чуть-чуть приоткрыла завесу тайны:
«Он себе что-то позволил, я сейчас уже даже не вспомню, что именно. А я огрызнулась. И все, больше ничего. Может быть, у Бондарчука после этого появились какие-то подспудные мысли — точно сказать не могу».
Отец мечтал, чтобы Элина стала врачом
В 1955 году Элина Быстрицкая, уже дипломированная актриса, получила сразу два заманчивых предложения. Первое — от режиссера Яна Фрида на роль Оливии в картину «Двенадцатая ночь». А второе — от Фридриха Эрмлера, который предлагал ей сыграть главную героиню в фильме «Неоконченная повесть».
После долгих раздумий Быстрицкая решила выбрать второй вариант. Актрису подкупило то, что главная героиня «Неоконченной повести» Елизавета Максимовна Муромцева — врач.
Дело в том, что отец Элины был врачом и мечтал, чтобы дочка пошла по его стопам. И Быстрицкая до того, как поступить в театральный институт, закончила фельдшерско-акушерскую школу.
Поэтому, соглашаясь на роль Муромцевой, актриса могла хоть так исполнить родительскую мечту. Правда, Быстрицкую немного смущало, что ее партнером будет Сергей Бондарчук. Но она надеялась, что артист уже забыл тот давний конфликт. И ошиблась.
«Я не могу повторить слово, которое он сказал»
С первого дня съемок «Неоконченной повести» Бондарчук стал вести себя по-хамски.
«Бондарчук меня сильно оскорбил. Я не могу повторить слово, которое он сказал, но он меня очень унизил. И я сказала, что сниматься с ним не буду», — рассказывала Быстрицкая в эфире программы «В гостях у Дмитрия Гордона».
После этого режиссеру Фридриху Эрмлеру ничего не оставалось, как постараться максимально ограничить число контактов Быстрицкой и Бондарчука. А это было весьма непросто — ведь по сценарию их герои влюблены друг в друга.
Конечно, некоторые общие сцены пришлось оставить. А вот крупные планы артистов снимали по отдельности и сводили вместе уже при монтаже.
Тем не менее мастерство и талант Сергея Бондарчука и Элины Быстрицкой сделали свое дело и фильм получился очень правдоподобным. Недаром после выхода «Неоконченной повести» на экраны, многие зрители были уверены, что артистов в реальной жизни тоже связывают романтические отношения.
Иностранные гости попадают в комические ситуации
В 1960 году режиссер Григорий Александров задумал снять очередную комедию под названием «Русский сувенир».
Сюжет фильма такой. На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолет с туристами, летящими в Пекин. Практически все они иностранцы — магистр теологии, американский миллионер, его секретарь — писатель канадского происхождения, итальянская графиня.
Далее следует целый ряд комических ситуаций, в ходе которых иностранные гости попадают на строительство нового города и Братской ГЭС, становятся свидетелями запуска ракеты на Луну. После этого они убеждаются, что в СССР идет насыщенная жизнь и возвращаются домой с глубокой уверенностью в возможность мирного сосуществования двух разных социальных систем.
Орлова и Быстрицкая смотрелись, как мать и дочь
Роль главной героини, Варвары Комаровой, как и во всех картинах Александрова, должна была играть его жена Любовь Орлова. А Элине Быстрицкой досталась роль итальянской графини Марии-Пандоры Монтези.
Александрову казалось, что красавица Быстрицкая как нельзя лучше подходит на эту роль. А вот Орловой эта идея совсем не понравилась.
Дело в том, что по сюжету Варваре Комаровой должно быть 25 лет. А Орловой в момент съемок уже было 58. А у 32-летней Быстрицкой все было наоборот, и ее графиня — женщина средних лет, не потерявшая своей привлекательности.
Поэтому в общих сценах Орлова и Быстрицкая смотрелись, как мать и дочь. И Любовь Петровна, хорошо понимавшая это, потребовала заменить исполнительницу Монтези. Но Александров почему-то не пошел на поводу у жены и оставил Быстрицкую.
«Это было тяжкое зрелище»
Однако режиссер пообещал, что сниматься вместе актрисы не будут. Поэтому для всех сцен Орлову и Быстрицкую снимали по отдельности или с привлечением дублерш. А уже при монтаже соединяли их в один кадр.
Впрочем, зрители все равно сумели разобраться, что к чему, поэтому «Русский сувенир» не имел такого успеха, как прежние картины Александрова и Орловой.
И у Элины Быстрицкой тоже остались не самые лучшие впечатления об этих съемках
«Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме «Русский сувенир», где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился», — рассказывала Быстрицкая в интервью.