У каждой из этих актрис когда-то была роль, которую по праву можно назвать звездной. С тех пор прошло немало лет и сыграно немало других ролей, но фильмы, принесшие им известность, по-прежнему пользуются популярностью.
Вспомним, какими были талантливые советские актрисы в своих лучших ролях и сильно ли они изменились спустя годы.
Клара Лучко
Узнав, что готовится экранизация его романа «Цыган», писатель Анатолий Калинин сразу предупредил, что главную героиню Клавдию Пухлякову должна играть Клара Лучко.
А на возражения киночиновников, что Лучко не подходит по возрасту (Клавдии по роману 40 лет, а актрисе к началу съемок уже было за 50), Калинин отвечал: Клара казачка, и лучше нее казачку никто не сыграет.
И Лучко, действительно, настолько гармонично вписалась в образ Клавдии, что зрители даже не задумывались о ее возрасте. Тем более, что выглядела Клара Степановна просто потрясающе.
С исполнителем роли Будулая тоже вышла загвоздка. Изначально планировалось, что эту роль сыграет Николай Сличенко. Но внезапно из Госкино поступил негласный указ — цыган для съемок фильма «Цыган» не привлекать.
Тогда режиссер Александр Бланк решил пригласить на роль Будулая Армена Джигарханяна. Но тот оказался занят в других проектах и не смог приехать. А вместо него со студии Арменфильм прислали другого актера — щуплого, небольшого роста с длинными вьющимися волосами.
Увидев, кого ей прочат в возлюбленные, Лучко чуть не упала в обморок и сказала Бланку:
«Если это Будулай, то я играть не буду. Я не смогу его полюбить!»
В ответ режиссер закричал, что других Будулаев у него нет и пусть Лучко сама ищет себе партнера.
И тогда Клара вспомнила, что два года назад на съемках картины «Корень жизни» познакомилась с молдавским актером Михаем Волонтиром и попросила вызвать его на пробы.
«Правда, он говорит с диким акцентом, но это точно Будулай!», — заявила актриса.
Лучко оказалась права. И сегодня даже трудно представить, что главную роль в фильме «Цыган» мог сыграть не Волонтир, а другой актер.
Выйдя на экраны в 1979 году, картина «Цыган» имела огромный успех. И спустя пять лет было принято решение снять продолжение под названием «Возвращение Будулая». И хотя Лучко к тому времени стала еще на несколько лет старше своей героини, благодаря ее обаянию и таланту этого снова никто не заметил.
Впоследствии Лучко сыграла еще немало значительных ролей. Самые известные фильмы с ее участием — «Профессия следователь», «Тревожное воскресенье», «Мы, нижеподписавшиеся», «Однажды в декабре», «Виновата ли я» и другие.
В 2002 году на экраны вышел сериал «Разведенные мосты», в котором Лучко сыграла главную роль.
Последней работой Клары Степановны стала комедия «Парк советского периода» режиссера Юлия Гусмана, в которой актриса появилась камео.
К сожалению, эту картину актриса уже не увидела. 26 марта 2005 года она скоропостижно скончалась от оторвавшегося тромба, не дожив всего 3 месяца до своего 80-летия.
Татьяна Пилецкая
Однажды в интервью Татьяна Пилецкая призналась, что роль Тани Огневой в культовом фильме Леонида Лукова «Разные судьбы» принесла ей огромную популярность и, одновременно, поставила крест на ее дальнейшей карьере.
«По сюжету Огнева была стервой, шедшей к своей цели, сметая все на пути. Сыграла я, видимо, хорошо, если меня все стали с Таней ассоциировать» — рассказывала Пилецкая.
По словам актрисы, после «Разных судеб» в киношных кругах разнеслась молва, что у Пилецкой злые глаза. И режиссеры просто-напросто перестали приглашать актрису на пробы.
От такой несправедливости Татьяна впала в депрессию. Но, благодаря сильному характеру, быстро сумела взять себя в руки.
«Я буквально за волосы сама себя вытащила из депрессии. Подумала: перестали снимать — попробую себя в театре. И по сей день играю на сцене», — говорила актриса.
К счастью, опала закончилась, и Татьяна снова начала появляться на экране. Правда, таких значительных ролей, как в «Разных судьбах» ей больше не довелось сыграть.
Тем не менее фильмография Пилецкой насчитывает более 60 работ. В их числе «Прощание с Петербургом», «Сильва», «Жизнь Берлиоза», «Двое в новом доме», «В старых ритмах».
В 2000-х Татьяна Пилецкая начала сниматься в сериалах — «Улицы разбитых фонарей», «Опера. Хроники убойного отдела», «Каменская» и других.
Последняя картина с участием Пилецкой под названием «Па-де-де» вышла в 2021 году. 92-летняя актриса сыграла бывшую приму балета Алевтину Пельц, которая, спасаясь от одиночества, сдает комнату молодому танцору.
Инна Ульянова
Сниматься в кино Инна Ульянова начала еще в середине 50-х, когда училась в Театральном училище имени Б. Щукина. Но настоящий успех и любовь зрителей к ней пришли только в 1982 году, когда актрисе уже было 48 лет.
Визитной карточкой Ульяновой и, к большому сожалению, единственной ее звездной ролью стала Маргарита Павловна Хоботова из суперпопулярной картины Михаила Козакова «Покровские ворота».
Неудивительно, что многие фразочки Маргариты Павловны до сих пор на слуху:
«Хоботов — это мелко! От тебя один дискомфорт!
Он уже читал вам стихи, обволакивал вас цитатами?
Это мой крест! И нести его мне!»
Сама Инна Ульянова всегда с огромным удовольствием вспоминала съемки в «Покровских воротах».
«Настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. Мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов — Савва Игнатьевич, и Анатолий Равикович — «мой первый муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова — непосредственного, талантливого, изящного», — говорила актриса.
В 80-90-х Инна Ульянова часто появлялась на экране, в основном в эпизодических ролях — «Где находится нофелет», «Утомленные солнцем», «В городе Сочи темные ночи», «Не ходите девки замуж» и других.
В 2000-х Ульянову начали приглашать в сериалы. Но актриса к тому времени уже была тяжело больна и успела появиться только в трех проектах — «Тартарен из Тараскона», «Русские амазонки» и «Даша Васильева. Любительница частного сыска». Все они вышли на экраны в 2003 году.
А спустя два года, 9 июня 2005 года, 70-летняя Инна Ульянова скончалась от онкологического заболевания.
Анастасия Вертинская
Анастасии Вертинской повезло: большинство сыгранных ею ролей оказались звездными — Ассоль в «Алых парусах», Гуттиэре в «Человеке-амфибии», Офелия в «Гамлете», Джемма в «Оводе», Маргарет Чалмерс в «Краже» и другие.
Роль Моны в телевизионной картине «Безымянная звезда», снятой по пьесе румынского автора Михаила Себастьяна — тоже одна из самых значительных в копилке актрисы. Хотя появилась она там совершенно случайно.
Дело в том, что изначально в роли Моны режиссер Михаил Козаков видел Марину Неелову. Но та, прочитав сценарий, честно призналась, что не понимает логики героини. Мол, как Мона — эффектная изнеженная женщина из столицы, могла влюбиться в провинциального учителя? И Неелова отказалась от роли.
Тогда Козаков вспомнил про Анастасию Вертинскую, с которой был знаком еще со времен «Человека-амфибии», и предложил ей сыграть Мону.
В отличие от Нееловой, Вертинская не нашла ничего необычного в поведении героини и быстро вжилась в ее образ. А все любовные сцены с учителем Марином Мирою (Игорь Костолевский) были сыграны Анастасией настолько проникновенно и искренне, что зрители были уверены: в реальной жизни актеров тоже связывают глубокие чувства. И почти не ошиблись.
Вертинская и вправду была влюблена. Но не в Костолевского, а в Михаила Козакова.
«На съемках «Безымянной звезды» я понял, что они любят друг друга. Конечно, на площадке Миша с Настей старались не показывать своих чувств, но мы-то все видели и знали! Козаков любил и страшно ревновал Настю, как и его герой», — вспоминал актер Михаил Светин.
Но, как только закончились съемки, страстный роман Козакова и Вертинской тоже угас. Позже Козаков говорил в интервью:
«Я был очень доволен Настиной работой и даже влюбился, но что произошло потом — об этом не будем».
После «Безымянной звезды» Вертинская продолжала активно сниматься, в основном в главных ролях. Так, в 1994 году она сыграла Маргариту в экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары.
Последней ролью Вертинской стала Атаманша в музыкальной сказке «Бременские музыканты и Со», которая вышла на экраны в 2000 году.
После этого Анастасия заявила, что уходит из кино. На вопросы журналистов актриса отвечала, что не видит в нынешнем кинематографе достойных ролей, а играть маму киллера она не хочет.
Елена Сафонова
Фильмография Елены Сафоновой насчитывает около 120 картин, но по-настоящему звездная среди них, пожалуй, только одна — «Зимняя вишня». Хотя и ее могло не быть.
Дело в том, что в роли главной героини Ольги должна была сниматься Наталья Андрейченко. Она успешно прошла фото- и кинопробы, на нее уже сшили костюмы.
Но, в назначенный день Андрейченко не явилась на съемки. Позже выяснилось, что актриса уехала из страны с новым возлюбленным — австрийским актером Максимилианом Шеллом.
А режиссеру Игорю Масленникову ничего не оставалось, как вызвать на съемки следующую по списку кандидатуру — Елену Сафонову.
Правда, поначалу Сафонова Масленникову совершенно не понравилась.
«Когда мы с ней встретились, она была гадким утенком: усталая, серолицая, курила все время», — рассказывал режиссер.
Но в процессе съемок Елена начала, по выражению Масленникова, «оттаивать и расцветать». Кроме того, режиссер понял, что нужно срочно менять сценарий. Потому что в исполнении темпераментной Андрейченко Ольга была скандальной и истеричной, а Сафонова сделала свою героиню лиричной, трепетной, всепрощающей и терпеливой. Именно такой она полюбилась миллионам зрителей.
Интересно, что фирменная прическа Ольги, которой потом подражала половина женского населения СССР, появилась совершенно случайно. Просто молодая девушка-парикмахер по неопытности сделала актрисе мужскую стрижку.
По словам Масленникова, он был просто шокирован внешностью актрисы и даже дал указание подобрать ей парик. А потом понял, что странная стрижка — идеальное дополнение к образу 30-летнего «малыша», как называл героиню ее возлюбленный.
«Зимняя вишня» настолько полюбилась зрителям, что по их многочисленным просьбам, Игорь Масленников вынужден был несколько раз снимать продолжение. Последняя часть «Зимняя вишня-4» сейчас находится в производстве и выйдет на экраны в 2022 году. Главную роль снова играет Елена Сафонова.
Сафонова вообще в последнее время часто появляется на экранах. Одна из последних ее работ — Лида в популярном комедийном сериале «Старушки в бегах».
Нина Дорошина
До того, как сыграть Надюху в картине «Любовь и голуби», Нина Дорошина несколько лет играла эту роль в театре «Современник». Однажды на очередном спектакле оказался режиссер Владимир Меньшов. Игра Нины Дорошиной его просто потрясла — зрители то хохотали, как сумасшедшие, то рыдали в полный голос.
Меньшов тут же решил перенести постановку на экран. В том, кто будет играть главную роль, он даже не сомневался — конечно же, Нина Дорошина.
А вот сама Дорошина долго не соглашалась сниматься. Ей казалось, что после выхода фильма, зрители охладеют к спектаклю. К счастью, Меньшов сумел переубедить актрису, и эта роль стала для нее поистине звездной.
Хотя, по словам Дорошиной, в жизни она абсолютно не похожа на свою героиню.
«Надежда внутренне со мной не совпадает. Любовь и голуби» — это просто одна из моих работ, которую я очень люблю. Мне, как и всем артисткам, нравится играть любовь, поэтому люблю и свою героиню Надежду» — говорила актриса в интервью.
После шумного успеха картины «Любовь и голуби» Дорошина вновь вернулась на театральную сцену и почти на все предложения кинорежиссеров отвечала отказом.
Правда, на телеэкранах она время от времени появлялась — в телеспектаклях «Крутой маршрут», «Метель», «Эшелон» и других.
И только в 2010 году Дорошина снялась в сериале «Гаражи» — в одной из серий сыграла Екатерину Семеновну, тещу одного из героев. Тогда еще никто не знал, что эта роль станет для актрисы последней.
В ночь на 21 апреля 2018 года Дорошина почувствовала сильную боль в сердце. Соседи вызвали врачей, но было уже поздно — 83-летняя актриса скончалась.