Констанцию в «Трех мушкетерах» могла играть не Ирина Алферова. Как снимали любимый фильм

Елена Воронцова,
редакция Femmie

Из-за ограниченного бюджета создателям картины пришлось пойти на хитрости.

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» навсегда вошел в золотую коллекцию  советского кинематографа. Талантливые актеры, яркие костюмы и песни, которые мы поем до сих пор — все это послужило толчком к такому успеху ленты. Мы решили вспомнить, как она создавалась и с какими трудностями сталкивались создатели.

«Мушкетеры» появились раньше, чем фильм

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

На самом деле история мушкетеров началась еще задолго до съемок фильма. Сценарист Марк Розовский, режиссер Сандро Товстоногов, поэт Юрий Ряшенцев и композитор Максим Дунаевский поставили музыкальный спектакль по роману Александра Дюма.

Он пользовался бешеной популярностью у зрителей. Но спустя четыре года постановку показывать перестали. И на это было основание.

Почему именно Юнгвальд-Хилькевич снимал кино

Георгий Юнгвальд-Хилькевич / «Внимание, цунами!», Одесская киностудия

Дело в том, что в Гостелерадио решили: надо снимать кино и выпускать его на большие экраны. «У руля» поставили Георгия Юнгвальда-Хилькевича. На это было две причины. Во-первых, он был огромным поклонником произведений Дюма. Во вторых, режиссер и до этого уже снимал музыкальные картины.

Кто должен был играть Констанцию на самом деле

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Так как фильм создавался «под присмотром» Гостелерадио, высшее начальство тоже участвовало в кастинге актеров.

Например, Евгению Симонову на роль Констанции брать запретили, из-за чего от съемок отказался и Игорь Костолевский. Артистку заменили на Ирину Алферову.

Эти два артиста могли бы сыграть Д’Артаньяна

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

С «Д’Артаньяном», конечно, намучились. Сначала на роль утвердили Александра Абдулова, но Хилькевич решил, что у него слабоваты вокальные данные.

«Автор сценария Марк Розовский предлагал Хилькевичу на эту роль своего товарища Владимира Высоцкого. Но Высоцкому уже в то время было за 40, Хилькевич посчитал, что он староват для роли 18-летнего гасконца. Плюс Высоцкий был сильно загружен: в это же время он снимался у Говорухина в фильме „Место встречи изменить нельзя“, — рассказывал режиссер Вячеслав Каминский.

А Михаил Боярский изначально должен был играть Рошфора. Однажды он опоздал на работу и буквально влетел на площадку. Хилькевич, увидев эту сцену, понял, что вот он — готовый д’Артаньян.

Боярский, к слову, нашел и Арамиса. Он посоветовал режиссеру посмотреть фильм „Государственная граница“ со Старыгиным. Хилькевич оценил потенциал артиста и позвал его в свое кино.

Удивительное совпадение. Как Смирнитский оказался в фильме

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

А Валентин Смирнитский согласился на пробы на роль Портоса от «безделья». В то время он собирался участвовать в другом фильме и ждал разрешения на выезд за границу. Чтобы как-то скрасить ожидание, артист решил слетать на пробы в Одессу.

«Я был на 99% убежден, что это глупый эксперимент», — говорил артист.

Но в результате остался на съемках — проект ему очень понравился.

Алмазные подвески для королевы Анны делали своими руками 

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Съемки картины вызвали настоящий ажиотаж. Доходило до того, что за «мушкетерами» ездил автобус с поклонницами.

Правда, создателям фильма было особо не до отвлечений. Бюджет выделили совсем небольшой, поэтому все выкручивались, как могли.

«Мне дали самую плохую камеру и 140 тысяч рублей на серию!» — говорил Хилькевич.

Поэтому алмазные подвески Анны Австрийской он мастерил сам. А вместо операторской тележки на площадке использовалось инвалидное кресло. Даже эфесы шпаг режиссер сделал своими руками — из консервных банок.

О такой «травме» мечтает каждый мужчина

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Во время съемок не обошлось и без курьезов. «Травму» получил актер Евгений Данчевский. По сюжету Миледи отправляла Фельтона убить Бэкингема и поцеловала его. Но актриса перестаралась и сильно укусила артиста за нижнюю губу. Как он потом признавался, было по-настоящему больно. А рана еще долго заживала.

Как за мушкетерами «охотилось» КГБ

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Со съемок артисты приехали во Львов и заселились в гостинице «Колхозная». Звездам там не понравилось — они шутили, что название отеля отвечает внутреннему убранству и сервису.

Поэтому их решено было переселить в обкомовскую гостиницу. Но и там артисты не оставили шуточки, пародируя вождей СССР.

Выяснилось, что номера прослушивали в КГБ. Хилькевича вызвали в комитет и серьезно с ним побеседовали: дескать, не стоит так много веселиться — это может плохо закончиться. Режиссер извинился и поклялся, что подобного больше не повторится.

Какой могла быть сцена прощания с Констанцией

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Мало кто знает, но одна известная сцена в фильме могла бы быть совсем другой.

Хилькевич хотел, чтобы во время гибели Констанции д’Артаньян пел бы песню на могиле любимой. Но оператор Александр Полынников заявил, что снимать такое не будет, потому что «это пошло».

Взамен он предложил наложить на небо кадры с Алферовой, как будто душа Констанции в эту секунду покидает землю. Хилькевич спорить не стал и согласился.

Как на самом деле написали главный хит фильма

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Еще есть известная легенда об истории песни «Пора-пора-порадуемся». Сценарист Розовский поспорил с Ряшенцевым, что тот не сможет написать шлягер. А поэт взял и создал настоящий хит.

 «Порадуемся» означало для меня старт процесса: «Пора! Пора!» Это решило судьбу песни», — сказал Юрий Ряшенцев.

Почему прокат фильма отложили на год

Съемки и монтаж «Мушкетеров» были закончены в срок. Премьеру назначили на 25 декабря 1978 года. Но тут произошло нечто неожиданное.

Розовский и Ряшенцев подали в суд на Хилькевича. Режиссер изначально критиковал тексты песен в фильмах, а еще походу менял сценарий. А еще проблема была в гонорарах — сценарист и поэт считали, что автор картины получил больше необходимого.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич/ «Узник замка Иф», Одесская киностудия, Intra Media

Разбирательство длилось год. Хилькевич доказал свою правоту, и 25 декабря 1979 года фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» вышел на экраны. Он сразу стал фаворитом зрителей и остается им до сих пор.

Какую неприятную правду узнала Ирина Алферова

«Д’Артаньян и три мушкетера», Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР

Правда, после окончания съемок вдруг возникли несколько неловких ситуаций. Так, на режиссера обиделась Алферова. Она узнала, что изначально он не хотел утверждать ее на роль.

«Ирина сказала, что до сих пор не может простить Хилькевича, который ставил под сомнение ее актерский талант», — рассказали в съемочной группе документального фильма о ленте.

Восстал против несправедливости. Боярский тоже обиделся на Хилькевича

«Мушкетеры двадцать лет спустя», Союзтелефильм, фирма-студия «Катран», Одесская киностудия

А спустя годы конфликт случился уже между Боярским и Хилькевичем. В фильмах «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» все песни должен был исполнять Михаил Боярский.

«Студия была уже заказана, но у Боярского в это время были запланированы длительные гастроли на Дальнем Востоке. Он вернулся оттуда с сорванным осипшим голосом», — вспоминала вдова режиссера.

Решили вместо Боярского записать певца Игоря Наджиева. А Боярский на это очень обиделся. Несколько лет он не разговаривал с Хилькевичем, но позже звезды все же помирились.

Но, несмотря на все ссоры, картина «Д’Артаньян и три мушкетера» стала одной из самых любимых не только у советских, но и российских зрителей. И пользуется успехом до сих пор.

1
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook