Змей Горыныч — один из самых запоминающихся персонажей в славянских сказаниях. Он олицетворяет самое страшное зло на земле, с которым сражаются храбрые воины. Расскажем, почему его назвали «Горыныч» и откуда он вообще взялся.
Горыныч олицетворяет татаро-монгольских кочевников
Горыныч упоминается в былине «Добрыня и Змей», в народных русских сказках «Бой на Калиновом мосту», «Золотой конь», «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе»; «Чудесная рубашка». Но также к его образу обращаются и другие авторы: Василий Шукшин в повести-сказке «До третьих петухов», братья Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу», Николай Гумилев в стихотворении «Змей».
В народных сказках этот персонаж описывается как змей гигантского размера, у которого несколько голов, а из пасти извергается огонь. Чудовище умеет летать, но как именно, не говорится. В одних сказках Горыныч обитает в воде, в других — в горах. Похожие персонажи встречаются и в сказках других народов: Лернейская Гидра в Древней Греции или же древнеперсидский Ажи-Дахака.
Змей Горыныч из русских сказок — символ испытания, которое должен преодолеть герой. Среди исследователей былин существует мнение, что Горыныч олицетворяет собой татаро-монгольские полчища. Их набеги на русские земли повторялись снова и снова, на что указывает количество голов чудовища. Только герой отрубит одну голову, как тут же появляются новые. Извержение огня — это те самые большие пожары, которые устраивали кочевники. Уже в те времена они нередко пользовались чем-то вроде пороха.
Горыныч охранял загробный мир
Российский филолог Владимир Пропп много лет исследовал русские и мировые сказки. В своей книге «Исторические корни волшебной сказки» он отмечает, что в древних общинах юноши были обязаны пройти инициацию, чтобы называться мужчинами.
Для этого их отправляли на край земли, где им предстояло сражаться не на жизнь, а на смерть со страшным чудовищем — змеем. А тот, в свою очередь, охранял мир мертвых — место, куда людям вход воспрещен. Но молодым героям было необходимо пройти через эти врата, чтобы вернуться повзрослевшими. А обрести эту силу можно, убив змея. Поэтому в смертельной схватке с Горынычем они могли погибнуть, попасть в мир мертвых, а затем воскреснуть и вернуться домой сильными.
Горыныч действительно мог существовать
Исследователи сходятся во мнении, что у сказочных драконов есть вполне реальный прототип — динозавры. Конечно, люди с ними не сталкивались, но по их останкам могли слагать легенды.
В качестве более весомых аргументов могут служить находки археологов. В Новгородской и Псковской областях они встречали изображения ящеров на ручках кухонной утвари. И это не мифический персонаж, а гигантский зверь с огромными и острыми зубами.
Откуда такое имя
Есть несколько версий, которые объясняют происхождение имени сказочного змея. По первой из них, «Горыныч» возникло от слова «гореть». И в этом есть доля смысла — чудовище ведь изрыгает пламя, сжигая все вокруг. По второй версии, змея так называли потому, что он был огромным, как гора.
Есть также мнение, что «Горыныч» происходит от болгарского слова «гора», которое означает «лес». То есть, змей, который живет в лесу.