В 1812 году «Братья Гримм» написали сказку «Белоснежка и семь гномов». Позже, сто лет спустя, в 1912 году, по нему была поставлена бродвейская пьеса, а в 1930-х годах — диснеевский фильм. Оказывается, история Белоснежки во многом перекликается с реальными судьбами двух разных девушек из Германии.
Прототип № 1: Маргарета фон Вальдек
По мнению немецкого историка Экхарта Сандера, прототипом Белоснежки стала Маргарета фон Вальдек. Она родилась в 1533 году и была дочерью немецкого аристократа по имени Филипп IV. Он носил графский титул, что делало его почти королевской особой. Мать Маргареты умерла, когда она была маленькой, и ее отец снова женился — на Катарине фон Харцфельд.
В 12 лет Маргарета была уже настоящей красавицей со светлыми локонами и голубыми глазами. И именно внешность девочки стала предметом зависти ее мачехи.
Чтобы не злить новую жену отца, ее отправили ко двору Филиппа III, графа Нассау-Вайльбургского. Затем она поехала, как и упоминается в сказке, за «семь холмов» к своему дяде в Лимбург (Нидерланды).
К 1550 году Маргарета переехала в Брюссель и жила при дворе Марии Венгерской. Отец юной красавицы надеялся, что за счет дочери улучшит отношения с императором. Вскоре между Маргаретой и будущим королем Испании Филиппом II разгорелся роман. Но девушка не понравилась его семье.
В тот же период Маргарета часто писала своему отцу и жаловалась на то, что ее здоровье стремительно ухудшается. Так продолжалось несколько лет, а в марте 1554 года она скончалась. Маргарете был всего 21 год. В хрониках Вальдека предполагалось, что она была отравлена ближайшим окружением Филиппа II. На отравление указывает и характерный «дрожащий» почерк, которым написано завещание девушки.
Ее отец и мачеха Катарина фон Харцфельд никогда не попадали под подозрение. Но все же определенная вина лежит и на них. Ведь они намеренно пользовались Маргаретой, чтобы улучшить политические отношения с элитой, и отказали ее потенциальному жениху.
Отравленные яблоки и гномы
Примерно в то же время в тех же окрестностях был пойман злой старик, который давал детям яблоки с ядовитым пасленом. Нет никаких доказательств того, что Маргарета съела одно из этих отравленных яблок. Но взаимосвязь между ее смертью от яда и этой чередой убийств вдохновила братьев Гримм на создание этой истории.
Но откуда берутся семь гномов? Отец Маргареты владел медным рудником и использовал детский труд. Это было распространенное явление в те времена. Небольшой домик с рядом кроватей, который описан в сказке братьев Гримм, почти идентичен домикам, в которых жили дети-шахтеры.
Многие из них вовсе не были карликами, но недостаток питания и ежедневная работа под низкими сводами настолько затормозили их рост, что их стали называть так.
Прототип № 2: Мария София фон Эрталь
Вторым прототипом Белоснежки считают Марию Софию фон Эрталь, родившуюся в 1725 году. Ее отцом был принц Филипп Кристоф фон Эрталь, что делало ее настоящей принцессой. Она жила в небольшом немецком городке Лор-ам-Майн. Это место славилось производством стекла, а в лесу рос ядовитый паслен. И хотя достоверных данных о жизни Марии гораздо меньше, одна вещь из ее жизни точно перенесена в сказку о Белоснежке — волшебное зеркало.
У Марии была красивая мачеха, которая очень плохо обращалась с ней. Одним из ее любимых занятий было играть с изготовленным на заказ волшебным зеркалом, которое она получила в подарок от принца Филиппа. Это был любимый аксессуар мачехи: зеркало говорило с ней, произнося то, что она хотела услышать.
Но, как ни странно, это не было какой-то магией. Это было хитрое зеркало, которое отражало голос того, кто говорил в него. Подобное изобретение кажется слишком продвинутой технологией для 1700-х годов, но это было на самом деле.
Графиня могла посмотреть в зеркало и сказать: «Ты сегодня прекрасно выглядишь», и зеркало отразило бы это в ответ, потакая ее желаниям. Кстати, на левой стороне зеркала были выгравированы слова «amour propre», что означает «любовь к себе». Зеркало до сих пор существует в Музее Шпессарта, и посетители могут проверить его на себе.
Марию никто никогда не травил, она прожила долгую и вполне благополучную жизнь. Однако ее мачеха была молода — возможно, почти ровесница Марии. По этой причине между ними возникло соперничество.
В оригинальной сказке братьев Гримм Белоснежка описывается как блондинка, что соответствует образу Маргареты фон Вальдек. А у Марии Софии фон Эрталь были темные волосы и светлая кожа. Можно сказать, что ее образом вдохновлялись создатели диснеевского фильма «Белоснежка».
Несмотря на то, что между судьбами двуъ девушек почти двести лет, Мария также дружила с «гномами», живущими в шахтах Семи Холмов. В городке Бибер шахты были такими крошечными, что даже не было возможности отправить туда на работу взрослых. Каждый шахтер носил яркую шапочку: если бы произошел обвал, это облегчило бы поиски пострадавших или погибших. Эта маленькая деталь была сохранена в диснеевской версии истории, где мы видим каждого из семи гномов в таком головном уборе.
Как известно, братья Гримм собирали истории, которые передавались из уст в уста. Поэтому в произведении про Белоснежку легко увидеть, как элементы обеих этих историй соединены вместе, чтобы получилась одна волшебная сказка. У обеих историй есть несколько общих моментов: прекрасные молодые принцессы, злые мачехи, отравленные яблоки и принцы по имени Филипп.
Вместе жизни этих двух молодых женщин превратились в историю Белоснежки, которую мы все знаем, а настоящие истории почти забыты.