У прославленного русского художника Ильи Репина были две жены и четверо детей. Первый брак делал его несчастным, а странности второй супруги подорвали его репутацию в высшем обществе.
Репин хотел эмоций, а его жена мечтала о размеренной жизни
Илья Репин любил бывать в гостях у известного питерского архитектора Алексея Шевцова. Там молодому художнику радовались в любое время. В доме всегда царила приятная атмосфера: вкусная еда, интересные беседы, настольные игры, веселье и танцы. У Шевцова было трое детей: сын Алексей, дочери Софья и младшая Вера. Именно на нее однажды обратил внимание 25-летний Илья и вскоре решил написать ее портрет. Это было в 1869 году.
«Хороша она была в 16 лет: смоляная тяжелая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская челка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зеленом кресле», — писала искусствовед Александра Пистунова.
Илья и Вера обвенчались 23 февраля 1872 года. Свадебное путешествие было весьма необычным — художник взял молодую жену в свои рабочие поездки в Москву и Нижний Новгород. В октябре того же года в семье родилась дочь Вера. В следующие годы на свет появились еще трое детей — Надежда, Юрий, Татьяна.
Уже в первые годы совместной жизни проявилась огромная разница в характерах и темпераменте супругов. Илья был вспыльчивым, страстным, увлекающимся и хотел, чтобы его дом был открыт для друзей всегда. Ему нравилось устраивать званые обеды с большим количеством гостей, он обожал шумные компании и внимание женщин.
А Вера, хоть и была младше на 9 лет, хотела тихой и размеренной жизни. Все ее силы уходили на беременности, роды, воспитание детей. Словом, ей было не до светских вечеров. Вера, если и желала угодить мужу в этом, никак не могла вести салонный стиль жизни.
Одна семейная фотография отлично показывает, насколько разными они были.
Вера сидит в кресле, окруженная маленькими детьми. Илья стоит слева от нее и мечтательно покручивает ус. И хотя они смотрят в одном направлении, семейного единства на этом снимке не ощущается. Мама с детьми — отдельно, глава семейства — отдельно.
Так и было на самом деле. Репина нельзя назвать верным мужем — слишком часто он увлекался красивыми дамами. А Вера только тихо страдала, затаив обиду на него. Хотя с годами ее недовольство прорывалось наружу. Иногда отношения в паре накалялись до предела.
«Вы не знаете папу. Не знаете, в какой атмосфере мы росли. За обедом иногда тарелки летали», — вспоминала Вера, старшая дочь художника.
«Мне было жаль его жену»
Участившиеся ссоры мешали Репину сосредоточиться на творчестве. Такая жизнь делала его несчастным, как и его домочадцев.
«Его семейная жизнь, как он мне ее рассказывает, сложилась ужасно. Дети его беспокоят, мучают, домашние дрязги волнуют. Он стал раздражительным, вспыльчивым», — писал литератор Жиркевич.
Когда в доме Репиных собирались гости, красивые и обеспеченные дамы проявляли к нему особенный интерес — каждая из них мечтала, чтобы гений написал ее портрет. Они восхваляли его талант, что, конечно же, льстило самолюбию Репина. А тихая и почти незаметная Вера все внимание направляла на часто болевших детей. Ей было не до комплиментов в адрес мужа.
С годами Репин все чаще думал о том, что рядом ему нужна другая женщина — та, которая захватила бы его целиком. И он искал, заводя множество интрижек. Художник был увлечен своей ученицей Верой Веревкиной. Ей довелось побывать в его доме в Петербурге. Тогда же она впервые увидела Веру.
«Мне было глубоко жаль его жену — блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени»
Вероятно, Репин считал, что право флиртовать и заводить интрижки есть только у него. Когда он узнал, что Вера заигрывала с молодым сыном художника Валерия Перова, то пришел в ярость. Этот случай произошел в 1887 году, после чего художник заявил жене, что больше не хочет жить с ней после 15 лет брака. А Вера Алексеевна и не возражала, поскольку настрадалась сполна.
Старшие дети остались с отцом, младшие — с матерью. Репин продолжал обеспечивать Веру — до конца своих дней она ни в чем не нуждалась. Женщина ушла из жизни в 1919 году.
Вторую жену Репина все считали чудачкой
Вскоре после развода Репин познакомился с писательницей Натальей Нордман, которая публиковалась под псевдонимом Северова. Она пришла к нему в мастерскую вместе с княгиней Марией Тенишевой, чей портрет он писал в тот период.
Нордман была дочерью адмирала и дворянки, владела шестью языками, имела свое мнение по каждому вопросу и охотно его отстаивала в спорах. А еще она понимала толк в искусстве и весьма эксцентрично себя вела. Замуж 37-летняя Нордман не спешила, профессионально изучала искусство фотографии. В общем, именно такая партнерша и была нужна Репину. Наталья была полной противоположностью его первой «скучной» жены. Вскоре 56-летний Илья стал появляться с новой знакомой везде — на званых обедах, выставках, в гостях у друзей.
В конце 1900 года пара переехала в имение Пенаты, которое находилось в Куоккале (Финляндия). Они перестроили дом, сделав его более просторным и светлым. А вскоре молва о новой странной жене художника быстро распространилась.
Корней Чуковский, друживший с Репиным, писал, что у нее была репутация «чудачки дурного тона». Но все ее странности имели одну природу — она заботилась о своем возлюбленном. Чтобы художник мог плодотворно заниматься творчеством, а не приемом гостей, Нордман объявила, что теперь к ним в гости можно приезжать строго по средам. В другие дни недели никто не будет принят.
Наталья придумала концепцию самообслуживания. В холле висел плакат с надписью «Сами! Снимайте пальто, калоши! Сами! Открывайте дверь в столовую!». Другой плакат гласил: «Не ждите прислуги, её нет. Всё делайте сами!»
Она распорядилась поставить в гостиной необычный обеденный стол на 20 персон. В середине огромной и круглой столешницы был установлен вращающийся подиум, на котором были блюда, тарелки и приборы. Гостям следовало самим крутить за ручку барабана, не дожидаясь прислуги. Грязную посуду с приборами складывали в выдвижные ящики в столе.
Нордман была вегетарианкой, в меню предлагались только соответствующие угощения. Но и они были весьма странными: котлеты из картофельной шелухи, бифштекс из клюквы, куропатка из репы, кофе из свеклы, печенье из подорожника с миндалем и ванилью, жаркое из морковного зайца. Когда Наталья узнала, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, то ввела эти напитки в меню.
Репинские званые обеды высмеивали в газетах
Именитые гости уезжали домой в полном потрясении. Многие высмеивали новую жену Репина и ее увлечение вегетарианством. Об этих обедах газеты писали чаще, чем о картинах художника. Неподалеку от Репина жил Максим Горький. Если кто-то из друзей сначала заезжал к нему, а затем собирался на знаменитую среду к Репину, он предупреждал:
«Ешьте больше, ешьте больше. У Репиных ничего, кроме сена, не получите»
«Наталье Борисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени Репина. Она была уверена, что пользуется этим именем отнюдь не для собственных выгод, а исключительно ради пропаганды благотворных идей, которые должны принести человечеству счастье», — писал Чуковский.
По мнению друзей Репина, Натальи было слишком много: своей энергией она поглощала все вокруг. Дети художника не просто не понимали ее, они ненавидели эту женщину.
Репин продолжал работать, но силы были уже не те. Спустя годы семейной жизни с Нордман он стал тяготиться тем, что она присутствует абсолютно везде. А она чувствовала, что его отношение изменилось.
Примерно в 1912–1913 годах Наталья заболела туберкулезом. Сначала Репин отправлял ее на европейские курорты, но это не помогло. В один из дней она молча покинула Пенаты, не попрощавшись с мужем. Нордман уехала без вещей и без денег. Репин не находил себе места после ее исчезновения.
Спустя несколько месяцев она нашлась в одной из швейцарских больниц. Репин высылал ей деньги, но она категорически отказывалась от них, суммы возвращались к нему. Он попытался помочь ей через дальних друзей, однако она быстро поняла его замысел и вновь отвергла любую помощь. Наталья Нордман умерла в июне 1914 года в Локарно.
Дочь продавала работы Репина тайком от него
После ее ухода управлять Пенатами стала старшая дочь художника. Вера распродавала все его рисунки и наброски, хозяйничая в мастерской. Старый художник уже не мог туда подниматься сам. Но Илья Ефимович даже не догадывался о делах Веры.
Другая дочь, Надежда, давно страдала тяжелым психическим заболеванием. Репин проявлял колоссальное терпение в моменты общения с ней, чтобы ничем не обидеть.
С сыном Юрием отношения складывались ужасно. Юра стал художником, но был в тени своего знаменитого отца. Из-за этого между ними то и дело возникали ссоры. Юрий постоянно требовал деньги от Ильи Ефимовича. А он к тому времени и так содержал не только остальных детей, но и своих внуков. И только младшая дочь Татьяна ухаживала за отцом с любовью.
Свои последние годы жизни Илья Ефимович провел в Пенатах. Он скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет. Незадолго до смерти Репин написал своим друзья прощальное письмо. В нем он благодарил судьбу за свою долгую и счастливую жизнь.