Английский художник Джон Эверетт Милле написал «Офелию» в 1852 году. Эта картина до сих пор остается одной из самых популярных в мире. Образом рыжеволосой красавицы вдохновлялись Ник Кейв и Кайли Миноуг в клипе на композицию «Where The Wild Roses Grow» и режиссер Ларс фон Триер. В своем фильме «Меланхолия» он воссоздал сцену с известного полотна. Но мало кто знает, что модель, которая позировала Милле, почти повторила судьбу Офелии. Расскажем, какую яркую, но короткую жизнь прожила Элизабет Сиддал.
В 20 лет стала музой художников-прерафаэлитов
Элизабет Элеонор Сиддал появилась на свет в Лондоне 25 июля 1829 года. У нее было много братьев и сестер, поэтому ей приходилось помогать матери шить недорогие платья. В 18 лет она устроилась работать модисткой в один из шляпных салонов.
В 1849 году в магазин зашел художник-прерафаэлит Уолтер Деверелл. Он хотел, чтобы она позировала ему, поэтому попросил об этом через свою мать. 20-летняя Элизабет согласилась. Так она вошла в мир лондонских художников-прерафаэлитов и стала их музой.
Деверелл запечатлел ее в образе переодетой Виолы в картине по мотивам пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь». Себя он изобразил по центру — в образе герцога Орсино. Переодевшаяся в Цезарио Виола сидит слева от него.
Лежала неподвижно в ванне с водой и тяжело заболела
Уильям Шекспир был кумиром всех прерафаэлитов: именно его творчеству они посвящали свои картины. В 1848 году основатель братства познакомился с художником Джоном Эвереттом Милле и привел его в сообщество. В 1851 году Милле решил написать картину по мотивам шекспировской трагедии «Гамлет».
Влюбленная в Гамлета Офелия узнала, что он убил ее отца. Девушка обезумела от горя и дошла до реки. Она стояла на берегу, оплакивая своего отца, и держала в руках несколько венков из цветов. Офелия захотела повесить их на ветви плакучей ивы и упала в воду. Именно этот фрагмент художник хотел воссоздать.
Образ Офелии Милле писал с Элизабет. Она позировала в ванной с водой, которую подогревали лампами. Художник приобрел для модели старинное платье, расшитое серебряными нитями.
«Его занимала идея написать платье под водой — это же крайне сложно. Вода ведь струится, искажая цвета и формы, придавая им блеск. Трагическая история Офелии была очень популярна у викторианских художников, а ее самоубийство воспринималось в пуританской Англии почти как бунт, как вызов предрассудкам», — рассказывает искусствовед Марина Хайкина.
Элизабет приходилось неподвижно лежать в ванне по несколько часов, вода все равно остывала. В итоге она сильно заболела. Ее отец потребовал от художника оплатить счет за лечение: врачи выписали ей лауданум — опиумную настойку на спирте. В те годы средство использовали как обезболивающее и снотворное.
Примечательно, что сначала Милле написал пейзаж, а уже потом — Офелию в воде. Чтобы воссоздать всю красоту природы и мельчайшие детали, он стоял на берегу реки за мольбертом по 11 часов каждый день. Свой шедевр художник завершил зимой 1852 года образом Офелии.
«Стараясь запечатлеть прекрасное, художник не замечал времени. На картине время остановилось, исчезло и, кажется, уже никогда не потечет. Замерли воды реки, умолк ветер, не колышутся ветки ивы, а с цветков не падают лепестки. Там нет жизни, но нет и смерти — эта красота вечна», — поясняет Марина Хайкина.
Страдала от предательства любимого мужчины
В 1850 году, за несколько лет до создания «Офелии», Элизабет познакомилась с Данте Россетти. Она сразу же влюбилась в художника, их роман бурно развивался. Лиззи стала постоянной моделью Данте. Он запечатлел ее в разных образах более чем в 15 картинах.
И хотя Россетти считал Элизабет своей музой, все равно не мог отказаться от близких связей с другими девушками. Она знала про все его интрижки и безумно страдала от этого. Но о расставании даже думать не могла — ей нужен был только Данте. Кстати, Сиддал тоже стала художницей: ее картины участвовали в выставке прерафаэлитов в 1857 году в Рассел-Плейс.
Элизабет и Данте снимали небольшую квартиру в Лондоне. Со стороны их союз выглядел счастливым, но постоянные увлечения Россетти другими женщинами изматывали Элизабет. Каждый раз возлюбленный искренне давал клятву, что больше не предаст ее, но все повторялось.
Перестала бороться за себя и свое счастье
Из-за переживаний здоровье Элизабет становилось все слабее, а в 1860 году она заболела. Женщина все время лежала в кровати, врачи уже не знали, чем помочь. Россетти хотел во что бы то ни стало вылечить свою возлюбленную и музу. Он раскаялся перед ней на коленях и предложил пожениться. Лиззи согласилась и вскоре пошла на поправку — настолько сильна была ее любовь.
В том же году они стали мужем и женой. В душе Элизабет поселилась надежда на то, что после свадьбы ее супруг точно не будет крутить романы с другими девушками. Но она ошиблась — Данте не мог устоять перед женской красотой. Он знал, что причиняет боль своей жене, но не мог остановиться.
Спустя несколько месяцев после свадьбы Элизабет забеременела. Супруги с нетерпением ожидали первенца, но их ожидало горе. В мае 1861 года их ребенок появился на свет мертвым. Лиззи отчаялась и потеряла все силы. Данте продолжал изменять ей, все чаще супруги ссорились. На фоне сильнейшего стресса Элизабет снова заболела и постоянно пила опиумную настойку.
11 февраля 1862 года Данте нашел ее мертвой в их квартире. Его жена скончалась от передозировки опиума, ей было всего 33 года. Свела ли она счеты с жизнью или случайно превысила дозу, установить не удалось.
Как и Офелия, Элизабет потеряла разум от отчаяния. Героиня шекспировской трагедии не сопротивлялась реке и позволила забрать свою жизнь. Муза художника Милле, Элизабет Сиддал, тоже не нашла силы бороться за себя и свое счастье.