На утро после первой брачной ночи король Филипп II Август был чернее тучи. Он настаивал, что не является законным супругом Ингеборги Датской, на которой накануне женился. Когда архиепископ попытался переубедить его, Филипп ударил кулаком по своему трону.
— Вы сегодня же отправите Ингеборгу обратно в Данию. Она мне не жена! Я ее боюсь, она меня околдовала. Даже думать о ней мне противно! Я больше не хочу ее видеть.
Выгнал жену на следующий день после свадьбы
Брак с Ингеборгой стал вторым для французского короля. Его первой супругой была Изабелла де Эно. Свадьба с ней состоялась в конце апреля 1180 года: Филиппу было 15 лет, а его избраннице всего 10. Они прожили вместе до 15 марта 1190 года, когда Изабелла умерла. В тот день она родила мертвых близнецов. У супругов был единственный сын — Людовик. Овдовевший 25-летний Филипп долго оплакивал свою жену — ее жизнь так рано оборвалась!
Но королю было необходимо снова жениться. И этот брак должен был стать политически выгодным для правителя и его государства.
В конце 1192 года Филиппу предоставилась такая возможность. Английский король Ричард I Львиное Сердце оказался в австрийском плену. Филипп II Август уже долгие годы мечтал о подобном шансе, поэтому обратился к датскому королю. Он предложил, чтобы Кнуд VI выдал за него замуж одну из своих сестер. Через этот союз Филипп хотел воспользоваться нормандским правом на Англию, связанным с датским завоеванием. Он рассчитывал, что флот Дании поможет в случае нападения на Англию.
Кнуд ответил, что для него великая честь породниться с французским королем. Из всех сестер он выбрал самую красивую — Ингеборгу. 18-летнюю девушку называли «богиней с телом статуи и светлыми волосами».
14 августа 1193 года Филиппу доложили, что его невеста уже приближается к городу. Он выехал ей навстречу — он так долго ждал ее прибытия.
Когда Ингеборга увидела короля, ее сердце забилось чаще. Филипп выглядел таким же, каким она себе его представляла — высоким, статным, с властным взглядом. А король в ту же секунду был сражен красотой датской принцессы.
У высокой и стройной Ингеборги была белоснежная кожа, светло-рыжие волосы и зеленые глаза.
Она не знала французского, поэтому их общению помогал прелат. Филипп сказал, что ему не терпится стать ее супругом, а ее коронация объявлена на завтрашний день. Пока они ехали к замку, король не сводил с нее глаз, а она в ответ смущенно улыбалась.
Король вспомнил об условиях брачного контракта и спросил у епископа Этьена де Турнэ, остаются ли они в силе.
— Я получу права на Англию?
— Еще не до конца понятно, — замялся епископ.
— Надеюсь, хотя бы флот и армия Дании мне помогут напасть на Англию?
— Датский король хотел бы, чтобы вы стали его союзником против императора Германии.
— Но это невозможно для меня! В итоге на какое приданое я могу рассчитывать?
— 10 тысяч марок золотыми монетами.
В ту же секунду епископ увидел гневный взгляд короля — он ожидал получить совсем другое приданое. Филипп в задумчивости сказал, что при таком раскладе вынужден повременить с женитьбой. Он перевел свой взор на невесту: ее красота и улыбка немного успокоили его. Король сказал епископу, что вернется к этой теме позже.
В тот же день Филипп и Ингеборга поженились и обвенчались. Настала их первая брачная ночь….В спальне короля горели свечи, никто не собирался их тушить.
Мать Филиппа, Адель, сидела в своих покоях у окна и с беспокойством смотрела на окна спальни сына. Она точно знала, что в первую брачную ночь свечи не должны гореть: молодые супруги должны слиться не только духовно, но и физически. Но свет из окон только усиливал ее тревогу.
Утром 15 августа состоялась коронация Ингеборги. Церемония прошла с помпой, а все придворные не сводили глаз с короля. Филипп выглядел уставшим, нервным и смотрел только себе под ноги. Рядом с ним шла Ингеборга — ее глаза были опухшими и красными от слез. Не так должны выглядеть молодожены после первой брачной ночи.
После коронации король собрал у себя все ближайшее окружение и приказал отправить Ингеборгу обратно в Данию. Слова потрясли всех, включая его мать.
— Она не стала сегодня ночью моей женой! Она околдовала меня, я ничего не мог сделать. Эта девушка пугает меня. Вы должны сегодня же отправить ее домой. Я больше не хочу ее видеть! Перед Богом клянусь, она не была моей. Она мне не жена… и никогда ею не будет.
Почти 20 лет была узницей по приказу своего муж
Когда епископ передал слова короля Ингеборге, она еле сдержала слезы.
— Мы обвенчаны перед Богом, и сегодня утром я стала королевой Франции. Наш брак состоялся в полной мере сегодня ночью. Передайте королю, что я отказываюсь уезжать.
Услышав ответ Ингеборги, Филипп пришел в ярость и приказал отправить ее в монастырь. Уже на следующий день королеву доставили в Сен-Мор.
Архиепископ уговаривал короля предпринять еще одну попытку «физического единения» с королевой. Тогда брак перед Богом мог считаться действительным только при условии физической близости супругов.
— Этот брак не несет Франции никакой материальной пользы: ни золота, ни военной помощи… Но хорошо, я пойду к ней.
Вероятно, именно в этих словах и крылась причина отказа Филиппа от Ингеборги. Однако и вторая его попытка сблизиться с ней закончилась провалом. Он снова утверждал, что она заколдовала его. Спустя несколько месяцев Филипп предоставил церковному совету фальшивые «доказательства» родственной связи Ингеборги и его первой жены. А по тем временам мужчина и женщина не могли вступить в брак, если у них есть общий предок в последних семи поколениях. Церковный совет объявил брак недействительным.
Ингеборга обратилась с протестом к папе Целестину III. Он принял сторону королевы, запретил Филиппу жениться снова и объявил аннулирование брака с Ингеборгой недействительным.
Французский король не послушался главу церкви. В июне 1196 года он женился на Агнессе Меранийской. В 1198 году уже новый папа — Иннокентий III Папа объявил этот брак недействительным, что еще больше разозлило Филиппа.
Он приказал заточить в холодном замке Ингеборгу. Она стала узницей, ее плохо кормили, а иногда и вовсе оставляли без еды. Никто не имел права навещать ее. В 1199 году Иннокентий III не только отлучил от церкви короля Филиппа, но и запретил во всех церквях Франции проводить любые религиозные обряды.
Король обожал свою Агнессу, а она отвечала ему такой же любовью. Королева умоляла Филиппа подчиниться требованиям Иннокентия III. Но для Филиппа было немыслимым отказаться от брака с Агнессой. В сентябре 1200 года французский король сказал, что готов подчиниться требованиям церкви. Он признал Ингеборгу своей законной супругой, привез ее во дворец, но вскоре снова отказался от нее. Ингеборгу опять заключили в замке Дурдан.
20 июля 1201 года Агнесса умерла при родах третьего ребенка, сына Тристана. Он скончался вскоре после своего рождения. Король Франции погрузился в траур и тосковал по своей любимой.
В 1213 году Филипп признал Ингеборгу своей женой. Причина заключалась в его намерении выдвинуть права на Англию через союз с датской принцессой. К тому же ему нужна была поддержка папы римского.
Ингеборга была счастлива вновь оказаться на свободе. Следующие 10 лет королева и король Франции жили «как брат и сестра». Филипп II завещал ей 10 тысяч марок и раскаялся в том, что был несправедлив к ней и слишком жесток. 14 июля 1223 года он скончался, а Ингеборга стала вдовствующей королевой. Она не принимала участия в жизни двора и участвовала лишь в крупных церемониях. Следующие 14 лет она жила в Орлеане, который достался ей как вдовий удел.
Ингеборга скончалась 29 июля 1236 года. Она прожила 62 года, из которых почти 20 лет была узницей по приказу своего мужа.