Имя Джейн Дигби навсегда вписано в историю. Эта англичанка, родившаяся в 19 веке, жила не в соответствии с чопорными традициями, а по велению своего сердца. Она меняла мужчин, объездила полмира и в солидном возрасте превратилась из аристократки в настоящую бедуинку.
Развелась со скандалом и стала самой известной женщиной в Англии
Джейн Дигби родилась в Дорсете 3 апреля 1807 года. Она была первым ребенком и единственной дочерью в семье адмирала Генри Дигби, героя Трафальгарского сражения. Джейн получила такое же образование, как и ее братья. Для того времени это было необычно — девочек учили хорошим манерам, танцам и домашнему хозяйству, а не точным наукам. Обладая способностями к языкам, она также была превосходной наездницей и наслаждалась острыми ощущениями, катаясь в одиночку по поместью своего дедушки. Девочка росла настоящей сорвиголовой.
В 1824 году 16-летняя мисс Дигби была представлена ко двору короля Георга IV и сразу же стала самой знаменитой дебютанткой Лондона. Через несколько месяцев она приняла предложение руки и сердца от Эдварда Лоу, 2-го графа Элленборо, Эдвард был старше на 17 лет и активно занимался политикой. Настолько активно, что не проявлял к жене должного внимания.
Вскоре Джейн начала скучать в этом браке и закрутила короткий роман со своим двоюродным братом Джорджем Энсоном. В феврале 1828 года Джейн родила от мужа сына Артура, который прожил всего 2 года.
Вскоре после рождения ребенка у нее завязались близкие отношения с австрийским дипломатом Феликсом Шварценбергом. Когда муж Джейн узнал о ее романах, подал на развод. Она не стала держаться за этот брак, тем самым очернив свое имя и погрузив семью в затяжной скандал. К тому же Джейн родила дочь от Феликса, которую затем воспитывала его сестра.
Если бы Джейн была более осторожной, возможно, все было бы по-другому. Но ее не волновало, что думают другие люди, и предупреждения ее родителей остались без внимания. Разводы в то время были редкостью и обычно губительны для репутации обеих сторон. Свобода досталась ей огромной ценой.
Одна из ведущих газет пошла на беспрецедентный шаг, посвятив первую полосу бракоразводному процессу. Подробности проступков Джейн стали предметом разговоров в приличном обществе. Она стала самой известной женщиной в Англии.
После развода у нее не было другого выбора, кроме как покинуть страну и искать новую жизнь в другом месте. В декабре 1830 года она родила от Феликса сына, который умер через несколько недель. После этого Джейн рассталась с австрийским дипломатом.
Не стала терпеть интрижки своих мужей
В континентальной Европе Джейн могла бы вести себя сдержанно, но поступила наоборот. У нее были романы с принцем Феликсом Шварценбергским и королем Людвигом I Баварским.
В ноябре 1833 года Дигби вышла замуж за барона Карла фон Веннингена. В этом браке родилась дочь Берта. Через пять лет после свадьбы Джейн снова завела роман на стороне. Она влюбилась в греческого графа Спиридона Феотоки. Ее супруг вызвал грека на дуэль и ранил его, а затем расстался с Джейн. Берта осталась жить с отцом. В 1840 году супруги официально развелись.
В том же году Дигби родила сына от Спиридона, а затем крестилась в греческой православной церкви и вышла замуж за своего возлюбленного. Через пять лет брака она почувствовала, что значит быть преданной. У графа появилась другая женщина, но Джейн не стала терпеть и подала на развод. Вскоре она пережила трагедию — ее шестилетний сын погиб, упав с балкона.
В горе Дигби поняла, что теперь в Греции ее ничто не держит. Она отправилась в шестилетнее путешествие по Европе и Османской империи. В 1852 году Джейн вернулась в Грецию и познакомилась с генералом Христодулосом Хадзипетросом. У них завязались романтические отношения, а через год Джейн испытала дежа-вю. Генерал завел интрижку с ее же служанкой. Конечно, Дигби бросила его и вновь отправилась на Ближний Восток к своей мечте — в Пальмиру.
К этому моменту у Джейн было шесть детей, трое из которых умерли в младенчестве, а остальные воспитывались в семьях их отцов. Ей было 46 лет и больше она не хотела каких-либо отношений с мужчинами.
Молодой бедуинский шейх позвал 46-летнюю Джейн замуж
Во время путешествия к долине реки Иордан она познакомилась с группой арабов-бедуинов, которые пригласили Джейн к себе в лагерь на ужин. Ближе к закату один воин устроил ей демонстрацию имитации боя: верхом на коне, выкрикивая боевой клич и размахивая копьем, он скакал в сторону Джейн, как будто намереваясь атаковать, но в последний момент остановился всего на мгновение в нескольких футах. Джейн была очарована. Она восхищалась искусством верховой езды бедуинов. Что-то в их образе жизни и кодексе чести привлекало ее страстную натуру.
Чтобы добраться до Дамаска, Джейн был нужен надежный сопровождающий из бедуинов. Она выбрала шейха Меджуэля эль-Мезраба, который был младшим братом главы огромного бедуинского племени. 30-летний Меджуэль удивил ее своей начитанностью и хорошим воспитанием.
Услуги бедуинов высоко оплачивались, потому что только они знали расположение всех колодцев на пути следования. Кроме того, они предоставляли верблюдов, разбивали лагеря и защищали от разбойников в пустыне.
Джейн заметила, что Меджуэль был вооружен ножами, пистолетами и шпагой. С трудом она вскочила на верблюда, и ее караван отправился через пустыню.
В свою первую ночь в пустыне Джейн спала на груде ковров в огороженном вольере. Бедуины разбили свои черные палатки в открытой пустыне и зажгли костры, распевая печальные песни. Джейн была поражена красотой пустыни: участки трав, ароматных кустов и алых маков сменялись длинными песчаными полосами. Меджуэль показал ей, как использовать куфию, чтобы защитить лицо от палящего зноя, и как удобно лечь и спать на спине верблюда. Скоро она научилась читать и даже вести дневник, балансируя на движущемся верблюде.
Меджуэль постоянно следил за мародерами, днем и ночью расставляя вокруг своего каравана разведчиков. Однажды ночью поднялась тревога, и через несколько секунд в лагерь хлынули разбойники с копьями. Меджуэль подскочил к палатке Джейн с пистолетом в одной руке и саблей в другой, выкрикивая приказы своим людям. После нескольких рукопашных боев захватчики были отброшены.
Караван прошел через Долину гробниц и скоро прибыл в Пальмиру. Джейн увидела великолепные разрушенные храмы и арки. Ее отвели в сад, где она искупалась в теплом ручье. Джейн так понравилось в Пальмире, что она поклялась вернуться.
Решив, что ее сердце теперь принадлежит Сирии, Джейн купила участок земли в Дамаске и приступила к строительству роскошной виллы. Она посвятила много времени и сил созданию прекрасного сада, сочетающего в себе «все лучшее, что было и в прохладном восточном дворике, и в английском загородном саду».
Вскоре после ее визита в Пальмиру Меджуэль предложил ей выйти за него замуж. Его предложение застало ее врасплох, и ей нужно было время, чтобы подумать. Он никогда не говорил с ней о любви, и она не была уверена в своих чувствах к нему. Чтобы посмотреть, сможет ли она жить как бедуин, женщина присоединилась к другому каравану, который направлялся в четырехмесячный поход в Багдад.
Английская аристократка стала настоящей бедуинкой
Наступила зима, поэтому путь был холодным и тяжелым. Джейн приходилось спать полностью одетой, утром стряхивая песок с волос. Однажды ночью в лагерь ворвались разбойники и взяли Джейн в заложники. Ее освободили после огромного выкупа.
Когда она с экспедицией вернулась в Дамаск, то увидела, как ей навстречу едет Меджуэль. Тогда Джейн поняла, что готова стать его женой. Но на пути у пары возникли серьезные препятствия. Меджуэль не мог жениться на женщине другой расы и веры без разрешения брата. Джейн же после свадьбы с бедуинским шейхом лишалась любой защиты как гражданка Великобритании. Но ее не пугали такие перспективы: она чувствовала себя уверенно и спокойно среди бедуинов, поскольку они искренне уважали ее.
Меджуэль, хоть и имел право на многоженство, развелся со своей супругой в знак уважения и любви к Джейн. Их свадьба состоялась 27 марта 1855 года. Медовый месяц они провели в Дамаске.
По мере того как интерес европейцев к археологическим памятникам начал расти, Меджуэль оказался все более востребованным в качестве проводника по пустыне. Джейн обычно сопровождала его, но однажды вызвалась сама проводить туристов. Она знала дорогу, была хорошей наездницей, поэтому попросила еще несколько бедуинов сопровождать их.
Одетая как мужчина в одежду шейха и вооруженная копьем, сидя верхом на коне, Джейн повела группу из Дамаска. Гости были очарованы ею: четко осознавая свои обязанности, Джейн постоянно кружила вокруг каравана, как это делал Меджуэль, высматривая возможные опасности. Двигались они быстро, в основном с ночевкой, и на пятый день добрались до Пальмиры без происшествий. Гордый и довольный, Меджуэль выехал им навстречу. Джейн доказала, что она бедуинка не только по фамилии (она взяла фамилию супруга). Она пошла на большой риск, но чувствовала, что ее трансформация завершена.
Джейн Дигби эль-Мезраб умерла от дизентерии в августе 1881 года в возрасте 74 лет. Она была похоронена в Дамаске. После ее ухода Меджуэль больше никогда не женился.