Всемирно известный полярник и покоритель Северного полюса Фритьоф Нансен все свои подвиги во время экспедиций посвящал жене. С Евой он прожил 18 лет, которые никак нельзя назвать счастливыми. Супруги страдали в разлуке и изводили друг друга, когда были вместе. Расскажем о странной истории любви Фритьофа Нансена и его супруги Евы.
Во время медового месяца Ева поставила ультиматум Нансену
Сильный ночной дождь не остановил счастливого Фритьофа Нансена. Он громко постучал в дверь квартиры сводной сестры. На часах было два часа ночи. Дверь ему открыл муж сестры, а Фритьоф буквально влетел к ней в комнату. Она с тревогой смотрела на брата.
— Что случилось?
— Я женюсь на Еве!
Этот разговор состоялся 12 августа 1889 года, а уже через 3 недели Фритьоф и Ева поженились.
Судьба свела их в феврале 1888-го в Нурмарке. Нансен возвращался с лыжной прогулки и заметил, что в сугробе кто-то барахтается. Он протянул руку и через секунду увидел перед собой стройную красавицу со светлыми глазами. Это была Ева Сарс, известная к тому времени камерная певица.
Девушка родилась в семье выдающегося зоолога и океанографии Михаэля Сарса. С юных лет она занималась вокалом, у нее был чистый и звонкий голос. Ева получила музыкальное образование в Берлине. К 1887 году она стала европейской знаменитостью и выступала перед королевскими семьями. Ее концерты всегда проходили при полных залах. Сарс была отличной лыжницей, и именно благодаря этому увлечению встретила любовь своей жизни. Но в первую встречу между Евой и Фритьофом даже не завязалась беседа.
В следующий раз они встретились через несколько месяцев в доме общих друзей. Ева пела перед гостями, а Фритьоф наслаждался ее голосом и не мог отвести взгляд. В тот вечер они начали общаться и явно понравились друг другу.
В мае 1888 года Нансен отправился в экспедицию в Гренландию, которая окончилась через год. Вернувшись домой, он сделал предложение Еве — их помолвка состоялась в августе 1889 года. Предлагая девушке руку и сердце, Нансен признался, что вскоре отправится в новое долгосрочное путешествие. Он собирался покорить Северный полюс.
Ева была не такой, как все — независимой, сильной, лишенной предрассудков. И это еще больше привлекало Фритьофа. Вместо медового месяца молодожены поехали в Англию, где Нансен участвовал в географическом конгрессе. Он раздавал интервью и выступал с докладами, поэтому мало оставался наедине с женой. Еве это сразу не понравилось, она поставила ультиматум: или он проводит время с ней, или она едет домой. Нансен условие принял: супруги отдыхали три недели в Лондоне и почти неделю в Париже.
Ева ждала Нансена 3 года, а он не смог и трех месяцев
Первый совместный Новый год пара отметила не перед уютным камином, а в лыжном походе на гору Норефьель. С первого дня отношений Ева была для Нансена не только возлюбленной, но и его соратником. Она даже хотела отправиться вместе с ним покорять Северный полюс. Но от этой идеи пришлось отказаться — Ева забеременела. Однако через несколько месяцев у нее случился выкидыш. В 1891 году у пары родился сын, который прожил всего несколько часов.
В январе 1893 года супруги вновь стали родителями — на свет появилась их дочь Лив. В этот день Фритьофа не было дома — он выступал в Лондоне. Когда дочери исполнилось полгода, Нансен отправился в экспедицию к Северному полюсу, которую тщательно готовил несколько лет.
Ева тяжело переживала разлуку с мужем: в первые несколько недель после его отъезда она сидела дома и ни с кем не общалась, словно отшельник. Свои мысли и нежные чувства она передавала на бумаге.
«За меня не бойся… Я знаю, ты избранник судьбы, и в один прекрасный, счастливый день ты вернешься с победой. И тогда не будет конца твоему, моему блаженству, блаженству Лив»
Все открытия во время той экспедиции Нансен посвящал любимой жене и дочери.
«Пускай нас разделяет даль, что из того? Все снова наладится, и пока наши мысли будут находить дорогу к нашим сердцам, мы всегда будем вместе. А там, глядишь, мы встретимся опять, живые и здоровые, и счастье будет безгранично», — писал Фритьоф жене.
Последнее письмо от него она получила в ноябре 1893 года. А вскоре в газетах появились новости о том, что весь экипаж судна «Фрам» во главе с Нельсоном погиб. Никаких других официальных сообщений не было. А Ева все равно ждала возвращения мужа.
Чтобы не поддаваться отчаянию, она вновь занялась музыкой. Ее первое после длительного перерыва выступление прошло с аншлагом. Всем было интересно, как выглядит жена знаменитого Нансена. Потом она давала частные уроки вокала, а ее приглашали с концертами в Берген, Стокгольм.
Ева ждала Фритьофа три года и дождалась. Экспедиция закончилась грандиозным успехом Нансена. О нем заговорил весь мир. С одной стороны, его ждала слава, а с другой, ему предстояло вернуться к семейной жизни. После трехлетнего проживания на корабле вдали от цивилизации это было крайне сложно. Фритьоф запирался в своем кабинете, часто раздражался, а потом и вовсе заявил, что станет на какое-то время отшельником — ему нужно подготовить научный отчет о трехлетнем плавании.
А Еву тем временем ждали с гастролями за рубежом. В конце 1896 года она уехала на три месяца, а Нансен остался один. Но вскоре он возобновил отношения с одной из своих бывших возлюбленных — Дагмар Энгельхарт. Ева узнала об этом романе от одного профессора. Вернувшись домой, она по-прежнему появлялась вместе с мужем на всех мероприятиях. Нансен не расстался с Дагмар и не стремился сделать тайну из отношений с ней.
Ева знала о романе мужа с красавицей, но не разводилась с ним
В сентябре 1897 года у супругов Нансен родился сын Коре. Фритьоф был несказанно счастлив появлению наследника, но не отказался от поездки в Америку. Он планировал, что вернется домой до Нового года, однако не получилось. Отношения с женой накалились до предела, супруги были в шаге от развода, но все же остались вместе.
В 1899 году у них родилась дочь Имерлин, еще через два года — сын Одд, а в 1903-м на свет появился пятый ребенок — сын Осмунд, заболевший церебральным параличом. К тому времени семья переехала в роскошную усадьбу в лесу.
Ева Нансен еще до рождения Имерлин навсегда отказалась от концертов. Отношения с мужем улучшались лишь на короткий период, а в остальное время Ева и Фритьоф отдалялись друг от друга.
В начале 1905 года Фритьоф закрутил роман с Сигрун Мунте. Герхард Мунте, ее муж, был известным художником. А сама Сигрун занималась созданием гобеленов в национальном стиле. Сигрун по праву считали невероятной красавицей — живописцы мечтали о том, чтобы она позировала им.
Вскоре о связи Нансена и Сигрун знал весь высший свет, а Ева отказалась сопровождать мужа на официальных мероприятиях. Но он появлялся на них в сопровождении Сигрун. Она была гораздо младше своего супруга, поэтому он относился к ней скорее как к дочери. И, конечно, вскоре тоже узнал о том, что у жены роман с известным исследователем.
В ноябре 1907 года сын Коре подхватил воспаление легких. Ева отдавала всю себя, чтобы помочь мальчику выздороветь. А в начале декабря ей самой стало плохо. Фритьофа дома не было — он отправился читать лекции за рубеж. Ему сразу сообщили о состоянии жены в телеграмме.
7 декабря Еве исполнилось 49-лет, ее самочувствие резко ухудшилось — возникло осложнение на сердце. В тот же день Нансен узнал об этом и 8 декабря срочно выехал домой. На следующий день, 9 декабря 1907 года, Ева умерла. Фритьоф получил известие о ее смерти в дороге. По завещанию Евы ее тело кремировали, а прах развеяли в семейном саду.
У Нансена на руках остались пятеро детей. Они нуждались в его внимании и заботе, но Фритьоф так тяжело переживал потерю жены, что отстранился от дочерей и сыновей.
«Что случилось, я все еще не могу разобраться. Осталась одна пустота, и бесследно исчезло солнце, не улыбнется больше светоч, дарующий жизнь. Жизнь и борьба потеряли необходимость и смысл. Кругом серая тоска, все утратило цену, и больше всего я хочу последовать за ней и отрешиться от всей этой ненужной суеты. В этом нет смысла, но я хочу быть там, где она, где все кончается, все исчезает, быть в безмолвии Нирваны», — писал в тот период Нансен.
Сигрун по-прежнему была рядом с Фритьофом, который не торопился вступать с ней в официальный брак. Свадьбу сыграли лишь спустя 12 лет. Однако и в этих отношениях Нансен не раз увлекался другими женщинами. Его последний роман завязался в США в 1929 году с молодой журналисткой Брендой Уланд. Даже вернувшись в Норвегию, он общался с ней в письмах до конца дней. Фритьоф Нансен умер 13 мая 1930 года.