После гибели «непотопляемого» лайнера «Титаник» прошло более 110 лет. Катастрофа, унесшая жизни свыше полутора тысяч человек, по-прежнему вызывает большой интерес. С точки зрения количества снятых фильмов история крушения этого корабля — одна из самых популярных. Расскажем о нескольких киноверсиях гибели «Титаника», которые сравнивают с фильмом Джеймса Кэмерона.
Всего о катастрофе в Атлантическом океане снято около 20 картин — художественных (в том числе анимационных) и документальных. Уже через 29 дней после трагедии на экраны вышел немой 10-минутный фильм «Спасенная с „Титаника“. В основу легла реальная история Дороти Гибсон, которая путешествовала на лайнере в каюте первого класса и выжила.
Через несколько месяцев вышла новая картина «Ночь во льдах», снятая в Германии. Те же немецкие кинематографисты по заказу нацистского правительства сняли фильм о «Титанике» в 1943 году, который имел политический подтекст и показывал всю некомпетентность британцев.
Черно-белый «Титаник» 1953 года получил «Оскар»
В 1953 году американский режиссер Жан Негулеско представил свою версию гибели лайнера. Его «Титаник» можно считать одним из первых фильмов, который был снят в жанре катастрофы.
В центре сюжета — супружеская пара, которая уже много лет в браке и переживает кризис. Жена хочет уйти от мужа, поэтому покупает билет на «Титаник». Ее супруг не хочет разводиться и пытается догнать ее, но ему достался билет только в третьем классе.
Эту экранизацию «Титаника» считают рекордной по количеству исторических неточностей и ошибок. Но все объясняется довольно просто: когда создавалась картина, специалистам еще не удалось восстановить всю действительную хронологию затопления лайнера. Тем не менее, фильм 1953 года получил премию «Оскар» в номинации «Лучший сценарий».
Многие зрители отмечают, что это одна из лучших картин о «Титанике», несмотря на отсутствие спецэффектов и множество киноляпов.
«В полтора часа экранного времени уместилось все. В фильме нет такого накала чувств, как в версии Джеймса Кэмерона, однако смотрится он довольно хорошо, действие разворачивается динамично и, хоть и знаешь наперед, чем все это закончится, желаешь героям спасения»
«Но пусть данный фильм и черно-белый, создатели не поскупились на костюмы и декорации, а прекрасная игра актеров, большинство чьих имен уже давно позабыто, и драма каждого персонажа делают его незабываемым»
«Ночь, которую надо помнить», 1958
В 1958-м британские кинематографисты выпустили художественный фильм «Гибель „Титаника“» (или «Ночь, которую надо помнить»), снятый по документально-исторической книге Уолтера Лорда. Чтобы избежать неточностей, создатели картины пригласили в качестве консультантов несколько человек, служивших на легендарном лайнере.
В этой киноверсии гибели «Титаника» нет ни одной романтической истории — акцент сделан на достоверности событий и наиболее эпических моментах катастрофы. Но именно так ход по достоинству оценили многие зрители.
«Фильм потрясает не меньше блокбастера от Кэмерона. ‘Гибель Титаника’ носит отчасти документальный характер. В нем нет впечатляющего саундтрека, главной любовной истории и масштабных спецэффектов. Но этого и не нужно в итоге! Создателям удалось показать общую картину, не забывая при этом о важных деталях. Тех деталях, что заставляют от ужаса шевелиться волосы на голове! Великолепные декорации, достоверные факты и блестящая игра актеров сделали эту картину поистине шедевральной, на мой взгляд»
Мини-сериал «Титаник» 1996 года
Джеймс Кэмерон заявил о выходе грандиозного фильма о «Титанике» еще до начала его съемок. Режиссер в течение пяти лет готовился к этому проекту, опускался на дно Атлантики к останкам лайнера. Уже на этом этапе интерес зрителей и журналистов к будущему фильму был огромным. Этим решил воспользоваться другой американский режиссер — Роберт Либерман.
Он задумал опередить Кэмерона и снял двухсерийный фильм «Титаник», премьера которого состоялась 17 ноября 1996 года — за год до выхода версии Джеймса Кэмерона.
Центральная сюжетная линия — история двух влюбленных пар, которая разворачивается на лайнере. Именно в этой картине впервые показано, как в момент крушения «Титаник» разламывается на две части.
Для съемок сцен на самом корабле построили декорации. А общие планы судна, его столкновение с айсбергом и крушение полностью сделали с помощью компьютерной графики.
В «Титанике» Либермана снялись Кэтрин-Зета Джонс и Питер Гэллахер. Эта картина номинировалась на премию «Эмми» в категории «Лучшие костюмы». В ней тоже огромное количество фактических неточностей, однако во многих странах она стала очень популярной.
«Даже если этот мини-сериал действительно хотел похайпиться на славе предстоящего фильма Кэмерона, то он всё равно заслуживает право быть. Титаник 1996 г. это отличный фильм о несчастном лайнере, который сочетает в себе документальность фильма 1958 года и драматичность ленты Кэмерона»
«Очень хорошо, что Либерман уделил время на остальные судна, которые находились недалеко от тонущего Титаника. Тот факт, что у пассажиров был шанс, которого они лишились, заставляет задуматься над истиной трагедии»
Сериал «Титаник» 2012 года
В 2012 году исполнилось 100 лет после гибели «Титаника». В апреле в эфире британского телеканала ITV вышел сериал из 4 эпизодов, рассказывающий о катастрофе в Атлантике. Проект получился международным — в нем участвовали кинокомпании Великобритании, Канады и Венгрии, а съемки проходили в Будапеште. Там возвели двухуровневое сооружение, состоящее из 60-метровой прогулочной палубы и 50-метровой шлюпочной палубы.
Сценарий к мини-сериалу написал Джулиан Феллоуз, автор очень популярного британского проекта «Аббатство Даунтон». По словам создателей, они и не пытались конкурировать с «Титаником» Джеймса Кэмерона в части спецэффектов. Создатели сериала сделали акцент на истории пассажиров второго класса, которых незаслуженно игнорировали в остальных фильмах о крушении лайнера.
Британский сериал 2012 года стал первой картиной о «Титанике», которую сняли на цифровых камерах. К тому же именно в нем показано, что корабль разломился на две части под небольшим углом. И это не было вымыслом создателей — новые исследования, проведенные после 1997 года, свидетельствовали об этом.
В сериале показаны истории самых разных персонажей, всего насчитывается 90 главных героев. В первой серии рассказываются истории пассажиров первого и второго класса. Во второй — пассажиров третьего класса, третий — покажет последние часы членов экипажа. Каждая первых трех серий заканчивается общим моментом, когда корабль начинает тонуть. Четвертый эпизод объединяет все истории и показывает зрителям, кто выжил.
«Сериал получился несколько скомканным, декорации несколько дешевыми, а цвет фильма — откровенно серый. Но мне понравилось»
«Свежие, не успевшие примелькаться актеры. Весь ансамбль сбалансирован, плюс хороший сценарий — все это не позволяет актерам играть плохо. Сериал сделан на едином дыхании и лучше всего просматривается за один раз. Авторы сумели выжать из достаточно скромного бюджета многое. Смотреть определенно стоит»
Безусловно, эпическая драма Джеймса Кэмерона, вышедшая в 1997 году, до сих пор считается самой известной и наиболее успешной экранизацией катастрофы. Сюжет, актерский состав, декорации и спецэффекты покорили миллионы зрителей по всему миру. Бюджет картины составил 200 млн долларов, а сборы в прокате — около 2 млрд долларов. Она получила рекордное количество статуэток «Оскар», победив в 11 номинациях. До сих пор ни одна другая экранизация о «Титанике» даже не приблизилась к этому успеху.