10 июля 1576 года около 2 часов ночи Леонора ди Толедо де Медичи упала на постель, уставшая после ночи любви. История не зафиксировала, с кем она провела ту ночь, но это был не ее муж. В то время ходили слухи, что у Леоноры было несколько тайных воздыхателей.
Пьетро жестоко расправился со своей неверной женой
Как племянница могущественного Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы, Леонора обладала свободами, которых не было у большинства итальянских женщин эпохи Возрождения. Пока она была осторожна со своими внебрачными интрижками, Козимо не наказывал.
Но у итальянцев есть пословица: «Quando il gatto non c’è i topi ballano». Она переводится так: «когда кота нет, мыши танцуют». Эта поговорка содержит предупреждение — кошка в конце концов вернется, а у мышей возникнут серьезные проблемы. Когда ее дядя Козимо умер в 1574 году, Леонора должна была обуздать свои «танцы» с другими мужчинами.
В ту ночю 10 июля Леонора проснулась оттого, что ее муж дон Пьетро Медичи стоял над ее кроватью. В руках у него был собачий поводок, и Леонора в ту же секунду поняла, что он собирается с ней делать.
Она сопротивлялась, кусая его за руки, пока он все сильнее затягивал ошейник на ее горле. Слуги позже вспоминали звуки ее криков, прежде чем Пьетро задушил ее. Ей было всего двадцать три года.
Леонору насильно выдали замуж за ее кузена
Леонора была единственной дочерью дона Гарсиа ди Толедо и Виттории д’Асканио Колонна. Она появилась на свет при флорентийском дворе в марте 1553 года. Ее мать Виттория умерла спустя несколько месяцев родов. Леонору оставили на попечение своих тети Элеоноры и дяди Козимо, герцога Тосканы, пока ее отец выполнял свои обязанности в качестве главнокомандующего флотом Испании.
В детстве красота и обаяние принцессы Леоноры прославлялись во всей Флоренции. Дядя Козимо и тетя Элеонора очень любили свою племянницу, воспитывали как родного ребенка и осыпали ее подарками. Козимо был очарован ее живостью и физической силой — она любила верховую езду и оружие, — хотя время от времени он мягко напоминал ей вести себя более прилично.
Пьетро был младшим сыном Козимо — Леоноре он приходился кузеном. Когда им исполнилось по 15 лет, было решено поженить их с одобрения Филиппа II Испанского. Они росли вместе с младенчества, а теперь их хотели сделать мужем и женой. Но в те времена это было весьма распространено — родственные браки ради «национальных интересов». В данном случае дом Медичи и семья Толедо решили укрепить свои семейные и политические связи таким образом.
Как и Пьетро, Леонора была потрясена этим решением, но ей пришлось подчиниться. Тогда кузен пообещал ей, что сохранит к ней исключительное родственное отношение. Пара была обручена в 1568 году, а свадьба состоялась в апреле 1571 года. У Леоноры было щедрое приданое — сорок тысяч дукатов золотом, а также несколько вилл и земель Медичи по всей Тоскане.
По обычаю брак считался действительным только после консумации — физической близости между супругами. Долгое время Пьетро не покушался на честь Леоноры, но однажды он нарушил свое обещание и заставил ее лечь с ним во постель. 10 февраля 1573 года она родила сына.
Леонора чувствововала себя брошенной и завела интрижку
В целом Пьетро даже не смотрел в сторону своей жены и заводил интрижки с другими женщинами. В отличие от своего отца Козимо, ему не хватало выдержки. Пьетро был ревнивым, жестоким, вспыльчивым, азартным и тратил казну Медичи на подарки для своих любовниц. Брошенная и нелюбимая мужем Леонора становилась все более мрачной. Ее одиночество скрашивало общение с жизнерадостной кузиной Изабеллой Медичи.
Поскольку муж пренебрегал ею, Леонора решила, что ей тоже можно броситься в объятия к другому мужчине. Так она и сделала, но была максимально осторожной, чтобы о ее внебрачных связях никто не догадался. И хотя Козимо знал о ее похождениях, он закрывал на это глаза.
Все изменилось, когда свекор умер, а трон перешел к его старшему сыну Франческо. У него была любовница, но он был гораздо менее терпим к чужим изменам. Пьетро знал об этом и решил воспользоваться. Он узнал, что у Леоноры есть другой мужчина, поэтому решил убить ее. На следующий день Пьетро написал своему брату Франческо:
«Вчера ночью в шесть часов с моей женой произошел несчастный случай, и она погибла.»
Конечно же, Франческо знал, что это Пьетро убил Леонору. Однако он попустительствовал и никак не наказал его. Через месяц после этого «несчастного случая» Пьетро лишил жизни и своего сына, посчитав, что он наверняка родился от одного из любовников Леоноры. Но это было не так. В итоге их ребенок прожил всего три года.
Пьетро так и не понес наказания
В несчастный случай с Леонорой не верили ее испанские родственники. Под их давлением Франческо, ранее заявивший о сердечном приступе Леоноры, признал, что она погибла от рук мужа. Однако он не спешил наказывать убийцу.
За несколько недель до гибели Леоноры ее любовник Бернардино был заключен в тюрьму в Барджелло за драку с другим придворным. Он был достаточно неосторожен, чтобы написать Леоноре любовные письма, и эти письма были обнаружены спрятанными в скамеечке для ног Леоноры. После ее гибели Бернардино был арестован и заключен в тюрьму, а через месяц его тоже задушили.
Смерть Леоноры сначала была описана как «несчастный случай», но Франческо признался в убийстве «ради чести» в письме к Папе. В этом письме он ни капельки не раскаивался за поступок Пьетро и назвал его необходимым способом защиты «из-за измены, которую она совершила неподобающим для женщины поведением».
Тем не менее, Пьетро так и не был привлечен к ответственности. Вместо этого его сослали к испанскому двору, где он утонул в долгах и умер в 1604 году.