В 1840 году трагедия помещиков Щепочкиных потрясла не только Ярославскую губернию — о ней узнал сам император Николай I. Алексей Щепочкин заплатил слишком высокую цену за свое развязное поведение с крестьянками, а его жена вообще была ни в чем не виновата.
Удачно выдал дочь замуж и спас себя от разорения
В 1826 году у 57-летнего отставного подпоручика Егора Алексеевича Алексеева дела шли неважно. Его долг перед государственным Земельным банком вырос до огромной по тем временам суммы — 50 тысяч рублей. Эти деньги еще в 1807 году он взял под проценты, чтобы приобрести целое село в Ярославской губернии. Получив ссуду на 25 лет, подпоручик приобрел село Верхне-Никульское, а заодно 530 мужиков-крестьян и много крестьянок.
Спустя 19 лет после покупки большое имение Борок не стало таким, каким его видел в своих мечтах Алексеев. Да, он построил большой двухэтажный дом с живописным видом на реку Молога, но еще так много нужно было сделать. А тут еще и банк потребовал вернуть долг и набежавшие проценты. Но у Егора Алексеевича не было таких денег, поэтому пришлось искать новых кредиторов. Для этого помещик отправился в Москву и взял с собой 22-летнюю дочь Варю. Она все еще не была замужем и уже не надеялась, что обзаведется мужем и детьми. Но поездка в Москву стала для нее счастливой.
Отцу удалось найти найти кредиторов, а его дочь познакомилась с Алексеем Петровичем Щепочкиным. Молодой человек был военным и происходил из благородной семьи: его мать в девичестве носила знаменитую фамилию Нарышкина.
В 17 лет Алексей поступил на военную службу в конно-артиллерийскую роту и делал успехи в карьере.
Встретив Варю на балу в Москве в 1826 году, он влюбился в нее и решил, что обязательно женится на ней. Так и случилось — в июле 1827 года Алексей Щепочки и Варя Егорова венчались. Ему было 25, а ей — 23 года.
Щепочкины чуть не потеряли все имение
В апреле 1828 года Россия и Османская империя начали войну, поэтому Щепочкин отправился в армию. Вера осталась с отцом в имении Борок, а в 1829-м Алексей Егоров умер. Когда Алексей Петрович Щепочкин вернулся с войны, то получил в собственность от тестя не только село, но и оставшиеся долги.
К тому времени кредиторы через суд потребовали вернуть деньги с процентами. Для этого с молотка должно было уйти все село Верхне-Никульское, а также 13 деревень с крестьянами.
Но молодой семье помог предводитель местного дворянства Николай Соковин. Ему удалось добиться того, чтобы кредитный банк при Московском опекунском совете погасил выдал деньги Щепочкиным, а они погасили задолженность.
Алексей Петрович грамотно управлял имуществом: довел до конца строительство, начатое тестем, а также выплачивал ссуду по графику. Казалось, жизнь наладилась. Супруга Варя родила троих детей: дочерей Екатерину и Варвару и сына Петра.
Крестьяне не простили барину его развязное поведение
Но у хозяйственного Алексея Петровича вскоре открылась неприглядная сторона его личности. Он открыто заводил близкие отношения с крестьянками, а те не смели ему отказать. У него были и девушки, и замужние бабы. Надо сказать, что в те времена связь с замужней женщиной среди крестьян считалась неприемлемой, поскольку растаптывала все многовековые традиции.
Алексей Щепочкин придумал и такую забаву: по его приказу крестьянки должны были снять с себя сарафаны и все белье и друг за другом съезжать с горки. А барин тем временем наслаждался зрелищем. Этого крепостные мужики стерпеть не смогли. К тому же Щепочкин соблазнил хорошенькую девицу, в которую уже давно был влюблен один из крестьян.
21 сентября 1840 года трое дворовых ночью взорвали дом, в котором жили Щепочкины. Мешок с порохом они положили в печь на первом этаже — прямо под спальней своих хозяев. От взрыва Алексей Петрович и Вера Егоровна погибли сразу же.
Это преступление настолько потрясло полицию и общественность, что министр внутренних дел сообщил о нем Николаю I. Проститься с погибшими супругами приехало все начальство Ярославской губернии, а также соседи-помещики и сотни крестьян из других деревень. Тех дворовых, устроивших взрыв, быстро нашли и приговорили к пожизненной каторге.
К счастью, все трое детей Щепочкиных остались живы. В дальнейшем их воспитывал родной брат Алексея Петровича — Николай Щепочкин. Он же заботился и о селе, доставшемся ему в наследство.