Ей повезло войти в семью французского короля Людовика XVI и стать его приемной дочерью. Возможно, ее жизнь была бы более счастливой, случись это в другое время. Но она чуть не стала жертвой озлобленной толпы, которая выступала против монарха. Расскажем о короткой и непростой судьбе Эрнестины Ламбрике.
Дочь королевской служанки стала «девочкой для битья»
Королева Франции Мария-Антуанетта, жена короля Людовика XVI, родила первого наследника лишь через 8 лет после свадьбы. В декабре 1778 года на свет появилась дочь Мария-Тереза, но близкие звали ее Шарлоттой. В следующие несколько лет у королевской четы родились еще несколько детей: Людовик Жозеф, Людовик Карл и София.
Все дочери и сыновья королевской четы росли в роскоши, им многое позволялось. Но Шарлотта капризничала чаще своих братьев и сестер. Мария-Антуанетта была любящей и заботливой мамой — она не хотела наказывать свою старшую дочь, однако пыталась придумать, как обуздать ее нрав.
Несмотря на свой статус королевской дочери, Шарлотта очень близко дружила с дочерью одной из своих служанок. Мария-Филиппина Ламбрике была ее ровесницей, а также внешне очень походила на нее и ее отца. С ранних лет она помогала маме прислуживать во дворце и присматривала за своим младшим братом.
Неизвестно, при каких обстоятельствах познакомились Шарлотта и Мария-Филиппина, но они очень быстро подружились и хорошо ладили. В начале 1788 года у Марии-Филиппины умерла мать. Королева знала о дружбе дочери с этой девочкой и придумала хитрый план.
Мария-Антуанетта и Людовик XVI удочерили ее и дали ей имя Эрнестина. Как только Шарлотта начинала капризничать, мать-королева сразу предупреждала: наказание понесет не она, но ее любимая подруга, а теперь уже и сестра. И это подействовало! Шарлотта была разумной девочкой и не хотела, чтобы из-за нее страдал близкий ей человек.
Так Эрнестина стала приемной дочерью короля. Ей было назначено пожизненное содержание 12 тысяч ливров в год, но никаких титулов девочке не присвоили. Широкая общественность никогда не знала, кто она.
Шарлотта и Эрнестина были настолько похожи друг на друга, что многие иностранные чиновники думали, что они близнецы. Они проводили вместе каждую мыслимую минуту. Они жили в одной комнате, слуги обращались с ними одинаково, и они получили одинаковое образование в области языков, истории, музыки, танцев, разговорной речи, математики и географии. Придворные же не совсем знали, как обращаться с Эрнестиной, которая не была ни принцессой, ни даже дворянкой, но почему-то жила так, как если бы она была таковой.
Она никогда не участвовала в официальных церемониях, на которых присутствовали только биологические дети короля и королевы. Эрнестину и Шарлотту воспитывала гувернантка, герцогиня Полиньяк, которую позже сменила мадам де Турзель.
Обе девочки девушки часто проводили время в небольшой псевдодеревне, расположенной на территории королевского дворца. Там их научили доить коз и коров, собирать яйца, собирать цветы.
Эрнестина чуть не лишилась жизни вместе с королевской семьей
Тем не менее, новая семейная жизнь Эрнестины не была такой уж радужной. К 1789 году положение во Франции было плачевным: короля критиковали за плохое управление страной, национальная экономика почти развалилась, царил голод. А в семье Людовика XVI тем временем произошла трагедия: в июне умер его 7-летний сын Жозеф.
Однако простым людям было не до сантиментов — нищета и нехватка еды заставили их пойти на крайние меры. После штурма Бастилии 14 июля 1789 года июля ситуация начала меняться. С каждым днем в панике бежало все больше и больше придворных. Герцогиню, старшую гувернантку Шарлотты и Эрнестины, сменила госпожа де Турзель. В октябре 1789 года, когда Эрнестине было 11 лет, все изменилось навсегда. Женщины Парижа прошли маршем к Версальскому дворцу, чтобы потребовать хлеба для своих голодных семей.
Они ворвались внутрь и убили стражу королевы. Сама королева чудом спаслась через секретный проход, а затем быстро бросилась в комнату Шарлотты и Эрнестины, чтобы забрать их. За этим последовала самая страшная ночь в жизни Эрнестины.
Вся королевская семья и их близкие друзья ютились в центральной комнате дворца на глазах у многотысячной толпы, жаждущей их убить. Эрнестина слышала выстрелы, которыми толпа надеялась поразить кого-либо из королевской семьи, и гнусные оскорбления в адрес ее приемной матери-королевы.
После того как королевская семья несколько раз появилась на балконе, толпа стала менее агрессивной. Король согласился отвезти свою семью в Париж, и теперь они стали народными заложниками. Эрнестина и Шарлотта останутся в Париже в течение следующих трех лет, и в это время Эрнестина будет все больше беспокоиться о своем неопределенном положении, поскольку ее жизнь будет зависеть от королевской семьи, которая больше не имела власти над своей судьбой.
Разъяренная толпа приняла Эрнестину за королевскую дочь
В июне 1791 года, когда Эрнестине было почти 13 лет, семья попыталась сбежать, используя свои связи с другими королевскими семьями. Однако план оказался ошибочным. Королева отказалась разлучать себя и короля с их детьми, поэтому пришлось найти огромную и очень скромную карету. Маскировка королевской семьи была не очень убедительной, и слишком много людей знали об этом плане. Королевскую семью поймали в итальянском городе Варенна, когда местный почтмейстер узнал лицо короля Людовика по его денежной купюре.
Попытка побега была встречена с осуждением, поэтому карету чуть на раздавили, когда арестованная семья въехала обратно в Париж. С того дня члены королевской семьи находились под пристальным наблюдением во дворце Тюильри, а Эрнестина и Шарлотта после недолгой разлуки снова были вместе.
В 1792 году дворец Тюильри дважды подвергся нападению. В июне толпа вторглась во дворец и убила швейцарскую гвардию. Королева, ее дамы и дети были загнаны в угол комнаты, и от разъяренной толпы их отделял только стол. В другой комнате также были загнаны в угол король и его сестра Элизабет. Затем король произнес речь, которая в тот момент успокоила толпу, но это не продлится долго.
Всего два месяца спустя, 10 августа, дворец Тюильри снова подвергся штурму. И на этот раз его участники отобрали власть у правительства и наказали членов королевской семьи. Мария-Антуанетта решила, что для Эрнестины ситуация стала слишком опасной — ведь она не связана родственными узами с семьей Людовика XVI.
Королева поручила гувернантке Рене спасти Эрнестину. Та быстро вывела ее из дворца ее на главную площадь, где начался ад. Были убиты слуги, а также стража и дворяне. Приемная дочь короля очень боялась за свою жизнь, и даже если бы она выжила, какой была бы ее жизнь без Шарлотты и ее семьи?
Рене оставила Эрнестину одну на минутку, чтобы взять карету, а в этот момент люди увидели ее и подумали, что это дочь короля. Вот тут внешнее сходство с Шарлоттой и сыграло роковую роль. Они бросили в нее труп солдата, который прижал ее к земле. Владелец магазина, также полагавший, что это Шарлотта, защитил ее и освободил как раз вовремя, когда прибыла карета Рене. К счастью, Рене и Эрнестине удалось бежать, но большинство придворных были пойманы и заключены в тюрьмы под Парижем.
После событий августа 1792 года Эрнестина жила с семьей Рене, как и приказала королева. Это было самым безопасным вариантом, учитывая, насколько опасен Париж.
В последующие три года король был обезглавлен, а затем его сестра и королева. Маленький Шарль, или «Людовик XVII», умер в возрасте 10 лет после мучительного обращения в тюрьме. Шарлотта была единственным выжившим членом семьи. Ее освободили из-под стражи в 1795 году. Сопровождать ее в поездке в Вену была выбрана Рене, ее бывшая гувернантка. Один министр поинтересовался, может ли Эрнестина сопровождать 17-летнюю Шарлотту, чтобы воссоединить их. Однако Рене ответила, что Эрнестину невозможно найти… Несмотря на то, что та жила с ней и ее родственниками.
В 1796 году Эрнестина обратилась в адвокатскую контору в Париже и была объявлена совершеннолетней. Теперь она стал независимой и сама отвечала за свои финансы, включая пенсию от покойного короля. Она осталась в Париже и вышла замуж за Жана Шарля Жермена Премпена, вдовца и отца троих детей. Эрнестина стала его женой в 1810 году в возрасте 32 лет, что было поздно для своего времени.
Приемная дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты умерла в канун Нового года 1813 года в возрасте 35 лет.