Многие зрители считают, что в актерской профессии первостепенное значение имеет талант, а уже потом оцениваются внешние данные. Но с точки зрения профессионалов, облик артиста неотделим от его внешности. И хотя красота — понятие субъективное, она напрямую влияет на карьеру исполнителя. Расскажем про 3 советских актрис, которым отказывали в ролях из-за их красоты или нестандартного лица.
Инна Чурикова: не могла устроиться в театр и плакала из-за этого
Инна Михайловна родилась в 1943 году в Башкирии и после окончания войны с семьей переехала в Москву. Карьерный путь ее был тернист, хотя она уже с подросткового возраста проявляла любовь к актерскому мастерству. С первого раза не получилось поступить в училище имени Щепкина и МХАТ, а закончив все-таки «Щепку», она не была принята ни в один театр, несмотря на красный диплом.
Подруги Инны вспоминают, как ее показы не впечатляли худруков, и поэтому она все время плакала. Тамара Дегтярева даже согласилась поступить в Малый театр на самую низкооплачиваемую ставку лишь при условии, что Чурикову возьмут вместе с ней в труппу.
В тот период проблема была именно во внешности. Некоторым худрукам категорически не нравились данные Инны — длинный нос странной формы, белесые волосы, большой рот. Тогда в 60-е на экране царили настоящие красавицы, а Чурикова на их фоне выглядела простушкой.
Свою первую роль она сыграла в «Тучах над Борском» в качестве антипода красавицы-главной героини. Потом была Марфуша в «Морозко» как антагонистка положительной красавицы Настеньки.
Все переменил Глеб Панфилов — будущий режиссер влюбился в Инну, женился на ней, а потом стал снимать в своих фильмах. Первый фильм также показал Инну дурнушкой из санитарного поезда, вывозящего раненых с фронтов Гражданской войны. Однако он получил успех. Критики даже написали статью, озаглавив ее «В красоте ли красота?», где размышляли о странном выборе главной героини.
Только в 1975 году Чурикова стала служить в Ленкоме. Но и там ее не стремились задействовать часто — проработав почти 50 лет она сыграла лишь 15 ролей, из 40 постановок участвовала в 8, да и то во второстепенных ролях.
Гораздо успешнее складывалась карьера в кино. Хотя и тут были сложности. Одной из самых интересных и желанных ролей Инны Михайловны должна была стать Жанна д’Арк. Но киночиновники не одобрили сценарий, сославшись на более важные темы, которые следует освещать. С французской стороны тоже были проблемы — продюсеры хотели видеть в главной роли Катрин Денев.
Сама Чурикова не боялась выглядеть на экранах некрасивой и нелепой, ведь в кино ей предлагали гротескные и комедийные роли. Были и серьезные, которые ценили коллеги.
«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна», — говорила Фаина Раневская.
«Она была невероятно обаятельной. Она была гораздо больше, чем народная артистка СССР. Она была Инной Чуриковой», — с любовью вспоминал о ней ее муж Глеб Панфилов.
Татьяна Самойлова чуть не лишилась роли из-за нетипичного лица
Актриса родилась в 1934 году в Ленинграде, в детстве увлекалась балетом. В Щукинском училище она познакомилась с будущим мужем — Василием Лановым. Правда, из училища ее отчислили и уже в зрелом возрасте ей пришлось сдавать экзамены в ГИТИСе.
В 1957-м снялась в своем первом фильме — «Летят журавли», после которого на нее обрушился оглушительный успех и мировая слава. Это единственный отечественный лауреат «Золотой пальмовой ветви» — главного приза Каннского кинофестиваля.
Но после этой картины актрису-красавицу перестали приглашать на съемки в советском кино. Одни режиссеры считали ее «слишком красивой» и не стремились давать ей следующие роли. У других кинематографистов сложилось впечатление о Татьяне как о «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы».
«Ее лицо неповторимо. Оно необычно, неправильно, оно не типажно и, соответственно, не поддается тиражированию. Оно противоречиво», — писал литературовед Лев Аннинский в книге «Зеркало экрана».
Происхождение Самойловой (польские и еврейские корни) тоже часто служило поводом для формального отказа. Режиссеры считали ее зазвездившейся после Каннского фестиваля, а иногда отказывали из-за отсутствия высшего образования.
В 1967 Татьяна получила главную роль в фильме «Анна Каренина». Но и перед этим она столкнулась с трудностями. На пробах ее руки назвали квадратными, а лицо — нерусским. Но все же актрисе получила роль. В итоге фильм получился невероятно успешным, некоторые до сих пор отмечают его как лучшую экранизацию романа Толстого.
После съемок говорили, что Татьяна так вжилась в роль Анны, что у нее начались проблемы с психикой. В дальнейшем в карьере Самойловой были незначительные роли, но главных больше не давали. Друзей у нее не было, а мужчины слишком часто менялись. Последней ролью стала Маргарита Ивановна в «Нирване» 2008-го. А в 2014 году она ушла из жизни.
Людмила Марченко лишилась красоты из-за мужа
Людмила родилась в 1940 году в Краснодарском крае, а после войны переехала в Москву, где окончила ВГИК. Ее первой ролью стала комсомолка-метростроевка в картине «Добровольцы». Там она предстала в образе романтичной девушки с чуть вздернутым носиком и симпатичным лицом. За такую красоту актрису называли «советской Одри Хепберн».
В следующем фильме «Белые ночи» она снялась с Олегом Стриженовым, в которого сразу влюбилась, несмотря на 11-летнюю разницу в возрасте. Но режиссер картины Иван Пырьев влюбился в Марченко и стал ее преследовать, чтобы добиться взаимности. Людмила всегда отвечала отказом.
Узнав о ее свадьбе с Валентином Березиным, Пырьев подговорил остальных режиссеров не снимать Марченко. А вскоре после свадьбы муж избил Людмилу так, что ее лицо превратилось в маску. У актрисы было сотрясение мозга, а тело покрыто шрамами и синяками. Она навсегда потеряла свю привлекательность. Бывшая звезда стала вести затворнический образ жизни и почти не снималась, ведь режиссеры не хотели ее видеть в своих фильмах.
Последние два фильма в ее карьере были незначительными: один короткометражный, а во втором она сыграла эпизодическую роль. В 1997-м она Людмила Марченко ушла из жизни.