В конце XIX века они прославились на весь мир, используя свои необычные прически. Семь сестер Сазерленд заработали миллионы долларов, а закончили свою жизнь в полной нищете. Расскажем, как они построили целую империю и что с ними произошло.
Над сестрами смеялись из-за ужасного запаха их волос
У семи сестер Сазерленд было тяжелое детство. Вместе с мамой они каждый день много работали на своей семейной ферме по производству индеек. Девочки пасли индюков босиком в потрепанной одежде. Ко всем трудностям мать намазывала их длинные волосы ужасно пахнущей мазью, которая, по ее мнению, делала их густыми и сильными. Одноклассники сторонились сестер из-за запаха и смеялись над ними.
Старшая из сестер, Сара, родилась в 1845 году, а младшая, Мэри, появилась на свет в 1862-м. Семья Сазерленд жила в старом доме рядом с фермой, в Камбрии, штат Нью-Йорк, в округе Ниагара. Кроме семи дочерей, в семье был единственный сын Чарльз.
Их ленивый отец, Флетчер Сазерленд, был занят прозелитизмом и политикой. Ферму основал их дедушка Эндрю Сазерленд, которого уважали за его роль в войне 1812 года. Флетчер всегда возлагал на своих детей больше надежд, чем на ферму. Когда они были маленькими, он начал демонстрировать певческие способности своих дочерей в церкви.
Мать девочек умерла в 1867 году. Больше никто не наносил на волосы семи сестер «ароматную» мазь, чему они были рады. Овдовев, Флетчер лишь утвердился в своих планах разбогатеть за счет детей. Он придумал мини-шоу «Концерт семи сестер и одного брата Сазерленд» и возил дочерей и сына по ярмаркам в округе. 13-летняя дочь Наоми особенно поразила публику своим очень низким голосом и волосами до талии — о ней написали в местных газетах. Флетчер тут же уловил, что очень длинные волосы семи дочерей и принесут ему столь долгожданное богатство.
В рекламной листовке к одному из их выступлений сестер — Сару, Викторию, Изабеллу, Грейс, Наоми, Дору и Мэри — называли «7 чудес света!». На сцене семь сестер Сазерленд продемонстрировали свои музыкальные таланты. Но чего на самом деле ждали зрители, так это момента, когда все девушки одновременно распускали каскады темных волос, которые струились вниз и касались пола.
Все мужчины грезили о таких женщинах, как сестры Сазерленд
Женщины викторианской эпохи жаждали иметь такие потрясающие волосы, а мужчины грезили оказаться в объятиях обладательниц таких волос. В то время, когда из-за болезней и плохих лекарств у многих выпадали волосы, чрезвычайно длинная и густая шевелюра стала главным символом женственности. Считалось, что она обладает почти магической силой.
Статья в английском женском журнале конца XIX века утверждала, что волосы женщины должны быть от природы густыми и пышными, но, прежде всего, они должны быть длинными.
Когда девушки достигали определенного возраста (обычно 18 лет), они должны были носить поднятую прическу и опустить подол, что означало, что они достигли брачного возраста. Порядочная женщина распустила бы волосы только в спальне — наедине с мужем. А сестры Сазерленд делали это на сцене — на глазах у зачарованных зрителей. Эта привлекательность и объясняет популярность девушек.
У Сары, старшей сестры Сазерленд, волосы были самыми короткими — около 92 см. Но когда сестры позировали для фотосессий — спиной к объективу, Сара сидела, а другие наклонялись так, что казалось, что у всех семерых волосы доходят до земли. У Виктории были самые длинные волосы — почти 214 см от макушки до кончиков, они волочились по полу.
В начале декабря 1880 сестры Сазерленд вместе с отцом добрались до Нью-Йорка, и выступали на Бродвее. К 1882-му они подписали контракт на турне с WW Coles Colossal Shows, а к 1884 году сестры присоединились к «Величайшему шоу Барнума и Бейли на Земле» в качестве аттракциона. Сам Барнум назвал их «семью приятнейшими чудесами света».
Отец сестер придумал «чудо-тоник» для роста волос
Сестры имели ошеломительный успех. Но гонораров от гастролей их отцу все равно не хватало. В 1882 году он начал обдумывать идею тоника для роста волос на основе дурно пахнущей мази, которой пользовалась его умершая жена. Вскоре Флетчер утверждал, что создал эксклюзивный рецепт средства, которое может предотвратить собственный процесс облысения, но вполне вероятно, что это был обман, и он просто хотел извлечь выгоду из потрясающих локонов своих дочерей.
Но тоник не имел большого успеха, пока отец семейства Сазерленд не объединил свои усилия с Гарри Бэйли, родственником циркового магната Джеймса А. Бэйли, который также ухаживал за Наоми. Бейли основал Sutherland Sisters Corporation и в 1883 году подал заявку на регистрацию первого товарного знака компании — Seven Sutherland Sisters Hair Grower.
Тем временем Флетчер Сазерленд отправил новое средство химику и доктору медицинских наук, аптекарю Дж. Даффу, который дал о нем восторженную оценку: «Цинциннати, штат Огайо, март 1884 года: проведя химический анализ средства для отращивания волос, я настоящим подтверждаю, что в нем нет никаких вредных веществ. Это, вне всякого сомнения, лучший препарат для ухода за волосами, когда-либо созданный». Уже к концу 1884 года объем продаж компании Sutherland Sisters Corporation составил 90 000 долларов.
В 1885 году Гарри Бэйли и Наоми Сазерленд поженились, и до смерти Наоми в 1893 году у пары родились трое детей. Флетчер умер примерно в 1888 году, а сами сестры стали совладельцами компании. Ее ассортимент расширился до целой линии средств для волос, включая расческу, средство для очищения кожи головы и восемь оттенков «Колораторов», а также другую косметику, включая крем для лица.
Настойка состояла на 56 процентов из воды гамамелиса, на 44 процента из лаврового рома и соли, магнезии и соляной кислоты. Согласно патентной заявке Бэйли, порошок для очистки кожи головы содержал «буру, соль, хинин, кантариды, лавровый ром, глицерин, розовую воду, спирт и мыло».
Эти препараты стоили недешево: от 0,50 до 1,50 доллара за банку, что могло составлять дневную или почти недельную зарплату американцев в 1880-х годах. Продуманная маркетинговая схема только усилила престижный имидж, поскольку продукция была ориентирована на женщин из зажиточного общества. Кроме того, на упаковках часто было написано «Преподобный. Флетчер Сазерленд», — титул проповедника, придающий их товарам еще больше доверия.
Сестры Сазерленд заработали миллионы долларов и боялись идти замуж
В эпоху, когда от женщин ожидалось, что они будут кроткими домохозяйками, Сазерленды проявили себя амбициозными деловыми женщинами. Они придумали умные рекламные слоганы, такие как «Волосы женщины — ее венец славы» и «Помните, дамы, именно волосы, а не шляпа, делают вас красивой».
Когда они не гастролировали с шоу Барнума, то все равно путешествовали по странам, рекламируя свою продукцию в качестве моделей в витринах аптек и вестибюлях отелей, всегда собирая толпы. Сестры также давали советы по красоте и были в курсе последних новостей моды на волосы.
В конце концов компания открыла офисы в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Торонто и даже в Гаване, чтобы управлять своей обширной сетью из 28 000 дилеров. К 1890 году сестры продали 2,5 миллиона бутылок Hair Grower, заработав более 3 миллионов долларов. И хотя их явно считали идеалами женской соблазнительности, Сара, Грейс, Дора и Мэри никогда не были замужем. Из-за страха, что мужья могут получить контрольный пакет их богатства.
Фанаты были одержимы желанием получить хотя бы локон одной из сестер. Один из самых преданных поклонников, владевший ювелирным магазином, предложил Виктории Сазерленд 2500 долларов за то, чтобы она отстригла все волосы. Она отказалась от этого предложения, но продала одну прядь волос ювелиру за 25 долларов. Он подвесил локон в витрине своего магазина с бриллиантом в семь карат на кончике.
Стремительный взлет к славе и богатству сильно повлиял на семью, которая становилась все более эксцентричной. В 1893 году семеро сестер вернулись в свою родную деревню. На месте их старого деревянного дома они построили огромный особняк. Дом мечты с 14 комнатами, который также стал штаб-квартирой их бизнеса, напоминал замок принцессы. В роскошном поместье была первая в округе крытая ванная комната, с мраморной ванной и проточной водой.
Сазерленды обращались с домашними животными как с членами королевской семьи. У питомцев был зимний и летний гардероб, им устраивали грандиозные похороны и писали о них некрологи в местных газетах.
Потратили свое состояние и стали банкротами из-за новой моды
Сестры зарабатывали миллионы, но их траты на прислугу, одежду, изысканные украшения, путешествия по миру, вечеринки вышли из-под контроля.
Наоми едва удалось насладиться роскошной жизнью в особняке — она умерла, не дожив до 40 лет, в 1893 году, в год завершения строительства дома. Ее смерть потрясла сестер. Поскольку сестры все еще гастролировали с шоу Барнума, умершей Наоми нашли замену — Анну Луизу Робертс, у которой были волосы длиной почти 275 см.
Молодой французский дворянин по имени Фредерик Каслмейн начал ухаживать за прекрасной Дорой, но в итоге женился на 40-летней Изабелле, которая была более чем на 10 лет старше его. В 1897 году, сопровождая сестер в одном из их турне, Каслмейн покончил жизнь самоубийством. Изабелла еще два года не могла смириться с его уходом и приходила к нему на могилу каждый вечер. Потом она встретила Алонзо Суэйна, гораздо более молодого красавца, за которого она вышла замуж.
Другая из сестер, 50-летняя Виктория, вступила в брак с 19-летним юношей. Это возмутило ее сестер, которые выгнали ее из особняка. Виктория скончалась в 53 года в 1902 году. На замену ей была нанята женщина с волосами длиной 6 футов, Анна Хейни. Тем временем психически нездоровая Мэри становилась все более асоциальной, и когда она угрожала своей семье заклятиями, сестры запирали ее в комнате. В 1919 году умерла старшая из сестер — Сара.
К тому времени бизнес Сазерленд был на грани краха. Еще в начале 1910 годов молодые женщины начали носить короткое каре вместо длинных кос. Изабелла умерла в 1914 году, и состояние семьи ускользало. Последние три сестры отправились в Лос-Анджелес в 1919 году в отчаянной попытке рассказать свою историю Голливуду, но их сделка не удалась. Дора погибла в автокатастрофе во время поездки. В тот момент Мэри и Грейс были настолько разорены, что у них даже не было денег, чтобы кремировать ее, поэтому они так и не забрали ее тело.
К 1920 году они пытались сохранить свой бизнес по производству средств для волос в эпоху, когда больше никто не хотел иметь длинную шевелюру. Едва имея возможность покупать еду, им пришлось покинуть свой особняк в 1931 году. К 1936 году компания «Семь сестер Сазерленд» обанкротилась.
Пустое поместье сгорело дотла 24 января 1938 года, и бесконечное количество документов «Семи сестер Сазерленд», включая, запатентованные рецепты тоников, превратились в дым. Мэри попала в приют для душевнобольных штата Буффало, где умерла в 1939 году. Грейс ушла из жизни в нищете в возрасте 92 лет в 1946 году. Ее похоронили в безымянной могиле.