Современные женщины могут выбрать профессию по своему желанию, но еще каких-то пару-тройку веков назад такой возможности не было. Тогда считалось, что дамы вообще не должны работать: представительницы высших сословий лишь отдавали приказы слугам, а менее обеспеченным женщинам приходилось держать на своих плечах все домашнее хозяйство. Но в сложных жизненных обстоятельствах им приходилось работать, чтобы получить хоть какие-то деньги. Расскажем про 8 необычных женских занятий, которые существовали еще несколько веков назад.
Женщина-гребец
С середины 1600-х годов жительницы Стокгольма могли получить работу «роддармадаммер», что означает «женщина-гребец». Они переправляли людей и товары через самые оживленные реки города, одетые в специальную одежду, способную выдержать различные погодные условия.
Военачальник Франсиско де Миранда восхищенно отзывался о них как о «женщинах, которые гребут как дьявол». Вплоть до конца 19 века лодки, которыми управляли гребчихи, были основным транспортным средством для переправы через реку. В 1856 году в Стокгольме имелось 96 гребных лодок, вместимость каждой составляла 20-25 человек.
Хеойбикуни
В Японии в период Эдо, с 1603 по 1867 годы, культура породила одну странную и неприятную работу для женщин. Они должны были сопровождать благородных дам на экскурсиях. Но эти прогулки сводились не только к любованию пейзажами и достопримечательностями.
Всякий раз, когда у госпожи начинался метеоризм, служанка-хеойбикуни должна была громко заявить всем окружающим, что это сделала она, а не знатная дама. Тем самым достоинство и репутация последней оставались при
Профессиональная плакальщица
Профессиональные скорбящие (или плакальщицы), по сути, являлись актрисами, которым платили за то, чтобы они оплакивали людей на похоронах и поминках.
Это придавало значимости умершему человеку в глазах окружающих.
Профессия распространилась в древних общинах Рима, Греции, Египта и Израиля, а также существовала в Европе вплоть до конца Викторианской эпохи. Эту необычную работу обычно поручали женщинам из-за того, что считалось, что они более эмоциональны, чем мужчины. От них требовалось рыдать, кричать от боли и вести себя так, будто смерть человека затронула их лично.
Сборщица пиявок
Представьте, что вам нужно собрать много пиявок, чтобы заработать деньги на еду. Сбор пиявок имел большое значение на ранних этапах развития медицины XIX века века, и эту работу в основном выполняли женщины. Врачи прописывали кровососущих существ при таких проблемах, как апоплексия (инсульт), лихорадка и головные боли.
Более того, сборщицам приходилось прикладывать пиявок к своему телу на 20 минут или дольше, прежде чем они могли их оторвать, поскольку это было легче сделать, когда пиявки были полны крови.
Хранительница склада белья для родов
В XIX веке большинство детей появлялось на свет в домашних условиях. В результате появилась целая индустрия: прокат белья специально для родов. Оно хранилось на складах, которыми управляли женщины.
Кроме этого, на подобном складе можно было взять в аренду постельное белье для мамы и младенца. Профессия хранителя такого заведения впервые была зарегистрирована в 1842 году.
Пожирательница грехов
В XVII–XIX веках в Уэльсе, Англии и Шотландии на похоронах часто присутствовал необычный гость. Незнакомка или незнакомец, которых называли пожирателями грехов, приходили скорбеть вместе с семьей. Но они делали нечто большее.
Этот человек должен был поглотить грехи умершего. На глазах всей семьи пожиратель грехов ел хлеб, оставленный на груди умершего. Считалось, что еда впитала в себя неисповеданные грехи умершего. Сидя на табурете лицом к двери, пожиратель грехов ел его, взяв на себя грехи.
За это незнакомцу платили гроши, с криками и позором выгоняя из дома. И хотя за такую ужасную работу чаще брались нищие мужчины, женщины тоже были пожирателями грехов. Как правило, это представительницы самых бедных слоев населения.
В своей книге «Пожиратель грехов» писательница Меган Кампизи рассказывает историю 14-летней Офан Мэй, которой пришлось заниматься таким ритуалом.
Телеграфистка
Сегодня эта профессия вовсе не кажется какой-то необычной. Но в XIX веке все было иначе: в то время у женщины было крайне мало возможностей получить работу.
Она могла стать служанкой, гувернанткой или прачкой. Но во второй половине девятнадцатого столетия возникла новая профессия для женщин: телеграфист.
Первой женщиной-телеграфисткой была Сара Дж. Бэгли, нанятая Western Union в 1846 году. Вскоре ее примеру последовали многие другие; к 1870-м годам уже треть телеграфистов были женщины. Считалось, что они становятся лучшими операторами, чем мужчины, потому что у них более чувствительные пальцы. К тому же они были более исполнительны и постоянны в работе.
Еще одна причина, по которой эта работа предназначалась для женщин, заключалась в том, что она не была физически тяжелой, несмотря на долгий рабочий день — обычно десять часов в день, шесть дней в неделю.
Тогда телеграфистки считались особой кастой — как сегодня те же программисты, которые для многих людей совершенно непонятны.
Живой будильник
В середине 1800-х годов промышленная революция в Англии была в самом разгаре. Лондон и другие города по всей стране наводнились толпами людей, хлынувших из сельской местности. Они приехали, чтобы устроиться на работу в различные отрасли промышленности, которые возникали повсюду: судостроение, машиностроение, пивоварни, типографии.
Всем этим людям теперь приходилось каждый день приходить на работу вовремя, а это означало, что им нужно было вовремя просыпаться — но как они могли это сделать?
Единственным надежным решением был «человек-будильник». Те, кому приходилось вставать рано, были готовы платить кому-нибудь за то, чтобы каждое утро в нужный час такой человек приходил к ним домой и будил их.
Когда эта профессия только появилась, ее представители громко стучали в дверь небольшим молотком, иногда звонили в колокольчик или производили какой-то другой шум на улице. Клиента удавалось разбудить, но, к сожалению, они поднимали и соседей.
И отсюда вытекали две проблемы. Во-первых, если соседи не хотели вставать так рано, их не очень радовал шум. А во-вторых, если соседям тоже нужно было встать в этот час, будильщиков использовали бесплатно.
И тогда нокеры (от английского to knock — стучать) стали более сдержанными. Большинство из них начали использовать длинные деревянные шесты чтобы стучать в окна спальни наверху. Некоторые даже плевали из горохострелов в окна мелкими предметами. Это позволило им разбудить только тех, кто заплатил за услугу.
Нокерам нужно было заранее быть уверенными, что они смогут добраться до всех в нужное время. Они часто взимали разные тарифы в зависимости от места и времени, когда клиент должен был встать. Чем дальше и раньше должен «прозвенеть будильник», тем выше цена. Многим будильщикам каждое утро нужно было обслужить 80-100 клиентов, независимо от погоды. Работа тяжелая, но женщины тоже частенько брались за нее.