Эта история развернулась в стенах Освенцима и кажется невероятной: охранник СС влюбился в заключенную и помогал ей, насколько было возможно. Для обоих это был огромный риск для жизни, у них не было шансов на совместное будущее. Расскажем об истории еврейки Хелены Цитроновой и нациста Франца Вунша.
Работа на складе «Канада» считалась среди заключенных благом
В 1942 года власти Словакии заключили тайное соглашение с нацистскими властями о продаже евреев в концлагеря. Местным девушкам и женщинам в возрасте от 18 до 36 лет объявили, что те получат работу на несколько месяцев. Перспектива заманчивая, поэтому многие жительницы Словакии без каких-либо подозрений пришли в сборные пункты.
В действительности власти Словакии платили нацистам за уничтожении евреев: за одного человека — 200 рейхсмарок (около 500 долларов США). Когда первую группу женщин доставили в Освенцим, они в ту же минуту осознали, как жестоко их обманули. Девушкам и женщинам, которые еще вчера хихикали друг с другом, стало по-настоящему страшно. Одной из них была 20-летняя Хелена Цитронова.
На главных воротах Освенцима была надпись «Труд освобождает». Но это было страшной ложью. В концлагере Цитронову распределили на работу в цех «Канада», который считался наиболее благоприятным (если это слово вообще уместно в контексте событий) из всех. Цех назвали так потому, что Канада считалась страной огромного богатства. По прибытии в лагерь все вещи у евреев отбирали и хранили именно там. Их сортировали и отправляли обратно в Германию, хотя немало ценности воровали и охранники СС.
Работа на складе «Канада» среди заключенных считалась благом хотя бы потому, что они получали еду и воду, могли отращивать волосы и их не избивали. Хелена занималась сортировкой вещей, оставшихся после убитых евреев. 21 марта 1942 года стало поворотным в ее судьбе.
Охранник СС влюбился в еврейку и спас ей жизнь
В ту дату свой день рождения отмечал один из охранников Франц Вунш. К своим 20 годам он был уже закоренелым нацистом. Он пошел добровольцем в безжалостные СС, когда был подростком. В Освенциме Франц Вунш участвовал в отборе, решая, какие евреи отправятся в газовые камеры умирать, а какие останутся жить и работать в качестве рабов. Он сопровождал их до самого конца, обманывал их относительно их истинной судьбы и загонял в газовые камеры, при необходимости жестоко избивая.
Вунша хотели поздравить песней, поэтому искали среди евреев того, кто умеет петь. Хелена сама вызвалась исполнить песню, надеясь, что это как-то поможет ей выжить. Она знала лишь несколько немецких песен, в том числе «Это не была любовь». Позднее именно так назовут фильм об истории Хелены и Вунша. Ему так понравился ее голос и исполнение, что он подошел к ней и попросил спеть еще раз.
«Пожалуйста, спойте эту песню еще раз», — тихо и вежливо сказал он.
Хелена была так напугана, что его вежливость и «пожалуйста» совершенно сбили ее с толку. Она исполнила песню снова. На следующий день по распоряжению Вунша девушка вернулась на работу в «Канаду». В обязанности Франца входил контроль над сортировкой вещей. Офицер часто навещал Хелену и был нежным, добрым и заботливым.
Он доставал ей дополнительную еду и одежду и передавал ей свой продовольственный паек. Когда Хелена заразилась тифом, он спрятал ее и вылечил. Он позаботился о том, чтобы она была сытой, и даже отдавал ей вкусности, которые ему присылала мама. Иногда он тайком передавал ей записки, в которых говорилось: «Я влюбился в тебя».
Для Хелены же предпочтительнее была смерть, чем любовь или связь с нацистом. Во всяком случае так она думала поначалу. Хелена презирала нацистов не только из-за того, что они сделали с евреями, но и потому, что она потеряла своих родителей и брата в Освенциме. Но потом наступил поворотный момент в ее чувствах.
Вунш спас сестру Хелены и рисковал своей жизнью
В один из дней Цитронова узнала, что в Освенцим привезли и ее родную сестру с девятилетней дочерью и новорожденным сыном. Она побежала в крематорий — знала, что их сожгут заживо. В истерике Хелена заявила охранникам, что хочет умереть вместе с ними. Вунш узнал об этом от своего приятеля и тут же примчался на место.
Он начал избивать девушку при всех и тихо прошептал, чтобы никто не заметил: «Скажи мне скорее, как зовут твою сестру, чтобы я не опоздал». Хелена ответила: «Ты не сможешь помочь. Она здесь с детьми». Франц ответил: «Дети, это другое дело. Дети не могут здесь жить».
Сразу после этого он побежал в крематорий, чтобы найти сестру Хелены. Хотя Вунш смог спасти ее, сказав, что она работала у него на канадском складе, он ничего не мог сделать для ее детей. Они погибли в газовой камере.
Именно после этого случая Хелена по-другому посмотрела на Вунша. У нее зародилась некая привязанность к нему. Однако их отношения были исключительно платоническими. За связь с еврейкой Вунш мог бы лишиться жизни сам. Поэтому все было в строжайшем секрете.
Однажды Елену допрашивали и пытали по поводу их отношений. Однако она отказалась подтвердить, что между ними что-то есть. Она знала, что если раскроет существование отношений, их обоих лишат жизни.
Хелена оказалась в числе спасенных советскими солдатами
К концу 1944 года советские войска почти приблизились к «Освенциму». Руководство лагеря начало эвакуацию евреев в Германию. Но для заключенных этот процесс превратился в «марш смерти», потому что нацисты расстреливали тех, кто не мог сам идти в строю. 24 января 1945 года советская армия подошла к лагерю, и тогда ЭСэсовцы начали уничтожать «Освенцим», устанавливая мины на подходах.
Хелена была в числе тех 60 000 заключенных, которых собирались депортировать. Благодаря приходу советских солдат, ее жизнь была спасена. Именно в тот момент и закончились ее отношения с Вуншем. Во время их последнего разговора Франц сказал ей: «Береги себя, Хелена, ты справишься. Я так сильно тебя любил».
Следующие 27 лет она и Франц Вунш не виделись. После войны Елена вышла замуж за сионистского активиста, вместе переехала в Израиль и родила двоих детей. Вунш много лет искал Хелену, но Хелена избегала писем, которые он ей писал.
Жена Вунша умоляла Хелену защитить его перед судом
Затем Вунш поселился в Австрии, женился и завел собственную семью. В 1972 году 50-летний Франц Вунш предстал перед судом за военные преступления. Вскоре Хелена получила письмо от жены Вунша, полное отчаяния и мольбы. Женщина просила Цитронову дать показания на суде в защиту Франца.
Хелена поехала в Вену, несмотря на угрозы со стороны активистов за права евреев, поскольку считала своим долгом рассказать о том хорошем, что он сделал в Освенциме.Но она также подтвердила, что была свидетельницей совершения им преступлений против других заключенных.
В суде Хелена говорила медленно, без эмоций и даже не взглянула на Вунша. Однако, когда дело дошло до детей ее сестры, она не смогла продолжать — слова застряли у нее в горле. В этот момент Вунш заплакал и позже раскаялся. Он сказал, что никого не убивал, и сожалеет, что избил заключенных.
Несмотря на то, что судья назвал «неопровержимые доказательства вины» в участии массовых убийство, Вюнш был оправдан по всем пунктам обвинения из-за срока давности преступления. Он и Хелена больше никогда не виделись.
Хелене Цитроновой было 84 года, когда она ушла из жизни 4 июня 2007 года в Тель-Авиве в Израиле. Франц Вунш пережил ее на полтора года и скончался в феврале 2009 года. Ему было 86 лет.