Загадочная и яркая Линда ворвалась на российскую музыкальную сцену в середине 90-х, словно мистическая птица Феникс из пепла разрухи и хаоса перестроечных времен. С самого начала творческого пути ее выделял нестандартный имидж, скандальные тексты песен, эпатажные видеоклипы и главное — неповторимое музыкальное звучание. Рассказываем о жизненном пути звезды того времени и как складывается ее творческое самовыражение после разрыва с Максимом Фадеевым.
С детства была не такая, как все
С самого детства Светлана Гейман, больше известная под псевдонимом Линда, отличалась от своих сверстников. Она родилась в небольшом городке Кентау в Казахстане, население которого в основном состояло из потомков репрессированных. Ее бабушка по отцовской линии, Анна Ильинична, была сослана туда вместе с четырьмя детьми после того, как в 1937 году расстреляли ее мужа — владельца цеха по производству пишущих машинок в Витебске.
Именно бабушка оказала большое влияние на выбор сценического псевдонима будущей певицы. В детстве Анна Ильинична совсем не воспринимала имя внучки и называла ее — Лина, Лей, Лэйна. Это были вариации от имени Лейбла, которым она хотела назвать девочку, что в переводе с иврита означает «солнце».
Уже с детства Линда отличалась неуемной энергией и подвижностью. Ее невозможно было усадить на месте даже на пять минут. Она серьезно занималась спортивной гимнастикой, даже выступала в цирковых представлениях. Но все изменилось после травмы на тренировке — Линда упала мимо батута и получила серьезную травму, которая грозила ей инвалидностью. Будущей звезде 90-х пришлось провести в больнице целый год, при этом вероятность того, что она снова смогла бы ходить, составляла всего 10%.
Это событие сильно повлияло на девочку. Она замкнулась в себе, перестала общаться с близкими, целыми днями слушала музыку и рисовала. К тому же у Линды всегда были проблемы со сном — она спала только по несколько часов в сутки, что было гораздо меньше, чем у других детей или взрослых. Родители Линды водили дочь по врачам, но доктора лишь разводили руками.
Еще одно потрясение ждало Линду в 15 лет. Тогда девушка вместе с семьей перебралась в Москву. По воспоминаниям Линды, в столице она впервые столкнулась с тем, что ее ровесницы курят, пьют и сквернословят. Это произвело на нее большое впечатление и она долго не могла найти себе друзей, хотя и продолжила заниматься творчеством на новом месте жительства.
И хотя отец Линды — Лев Гейман, успешный финансист и банкир, владелец «Лада-Банка» и «Ипокомбанка» — рассчитывал, что дочь пойдет по его стопам и станет экономистом, у Линды были свои планы на жизнь. Несмотря на хорошие способности к математике и посещение подготовительных курсов в Академии Плеханова, ее карьера оказалась далека от рутины за компьютером в душном офисе и делового стиля одежды. Судьбу Линды предрешил случай.
Покорила сцену своей неординарностью
Помимо подготовки к карьере экономиста, Линда активно занималась творчеством. Она закончила музыкальную школу и посещала занятия в театре «Эрмитаж», где выступала в коллективе народного творчества. Там ее заметил преподаватель музыкального училища Владимир Хачатуров и предложил поступить на его курс в Гнесинку.
Не посоветовавшись с родителями, в 1993 году Линда поступила в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных на вокальное отделение. Ее отец в это время был в командировке в Швейцарии и не мог проконтролировать выбор дочери.
Уже через три года обучения Линда начала работать над собственным музыкальным проектом, отказываясь от предложений известных продюсеров и композиторов. Она чувствовала, что привычный формат не для нее, и искала себя в новых направлениях музыки.
Будучи студенткой Гнесинки, Линда приняла участие в конкурсе «Поколение» в Юрмале, где прошла в финал. Там ее заметил продюсер Юрий Айзеншпис, в портфолио которого на тот момент уже была работа с такими известными группами, как «Кино», «Технология», «Моральный кодекс». Он-то и стал первым продюсером Линды.
Вместе с Айзеншписом Линда записала свой первый хит «Игра с огнем». Клип на громкий трек снимал Федор Бондарчук, а над аранжировкой поработал Максим Фадеев. Тогда певица с ним и познакомилась. Сотрудничество с Айзеншписом закончилось едва начавшись. Линда стала работать с Фадеевым.
Новое партнерство одобрил влиятельный и состоятельный отец Линды. Лев Гейман поверил, что Максим сможет сделать из его дочери звезду и вложил немало денежных средств в раскрутку музыкального проекта Линда. И действительно, в 90-е годы, чтобы родилась очередная звезда экрана и радиостанций, достаточно было записывать хиты и обеспечить их ротацию на радио и ТВ. Хорошее спонсорство открывало многие двери. Так на пике карьеры Линда давала по 40 концертов в месяц.
Максим Фадеев, работая над имиджем и репертуаром певицы, обратил ее неловкость и «деревянность» себе на пользу. Эта «неказистость» стала фишкой Линды и ее визитной карточкой. А странные музыкальные композиции в исполнении ни на кого не похожей певицы тоже выделялись на фоне сладких и приторных хитов о любви других исполнительниц тех лет, внешность которых была зациклена вокруг притягательной женственности.
В 90-е график выступлений Линды был очень плотным. Как вспоминала сама певица, иногда после концерта она с группой сразу садились в автобус и ехала в другой город, где в тот же день было организовано еще одно мероприятие. Но такой режим подарил Линде эффект эйфории только в первые десять дней. Потом же график выступлений нон-стоп превратил певицу в конвейер. Она не чувствовала ни музыки, ни людей, которые пришли на ее выступление. Единственное, что Линда четко ощущала тогда, так это состояние выжатого лимона.
В 1994 году вышел дебютный альбом Линды «Песни тибетских лам», записанный под руководством Фадеева. Это было что-то совершенно новое для российской эстрады — смесь трип-хопа, гранжа, электроники и этники. Многие тогда сравнивали музыку Линды с немецким проектом «Энигма». Альбом разошелся тиражом более миллиона копий и получил статус платинового. Авторитетный в то время журнал «ОМ» назвал его лучшим альбомом 1995 года, а Линду — лучшей певицей. Хотя музыкальные критики отмечали не самые сильные вокальные данные новоиспеченной исполнительницы. А вот ее харизма и необычный стиль произвели на них хорошее впечатление.
Это был однозначно успех. Далее последовали не менее успешные альбомы «Ворона», «Ворона. Remake & Remix», «Концерт», «Плацента» и последняя совместная работа Фадеева и Линды — пластинка «Белое на белом». Такие хиты как «Круг от руки», «Северный ветер», «Никогда» зазвучали из каждого утюга. Критики восторженно писали, что этот диск — вершина творчества Линды и Фадеева. Артистка собирала аншлаги по всей стране, ее называли главной певицей России. Но все же творческому тандему Фадеева и Линды пришел конец.
В 1998 году страну захлестнула волна экономического кризиса. Бизнесмен Лев Исаакович прекратил финансировать работу дочери и ее продюсера в специально отстроенной для Линды студия звукозаписи «Кристальная музыка». Гейман предложил Фадееву оформить студию на свое имя и отправиться с уже раскрученной певицей в самостоятельное плавание, но после этого продюсер стал отдаляться от Линды. Причем в буквальном смысле — он уехал в Германию.
Как вспоминает артистка, прямого разговора о прекращении сотрудничества у них не было. Фадеев просто исчез из ее жизни во время работы над альбомом «Плацента» в 1998 году. Это был тяжелый период для Линды, но она нашла в себе силы двигаться дальше. В последующие годы у нее вышли отличные альбомы: «Зрение», «АтакА», «АлеАда», «Sкop-Пионы», «Лай, @!». И хотя они не смогли повторить предыдущий успех, получилось, что уход Фадеева пошел Линде только на пользу. Так она сумела найти собственный стиль в музыкальном репертуаре и сценическом образе.
Шокировала публику своим внешним видом
Линда с самого начала карьеры удивляла публику своим необычным внешним видом, резко контрастирующим с образами поп-див того времени. Ее первым стилистом стал Александр Шевчук, разработавший эпатажный образ для клипа «Игра с огнем» — Линда предстала то в мужском костюме гангстера, то в женственных платьях и перьях.
Однако уже к выходу дебютного альбома имидж певицы преобразился. За него взялась Наталья Фадеева — супруга продюсера Максима Фадеева. Именно Максим придумал для Линды образ «самой загадочной российской певицы». Ее фирменными чертами стали бледная кожа, подведенные глаза, яркие губы и прямые волосы, заплетенные в косы.
Ко второму альбому «Ворона» Линда окончательно уходит в готический стиль — появляется укороченная стрижка с рваными прядями, растушеванный макияж глаз и черная помада. К третьему альбому «Плацента» певица вновь шокирует поклонников, представ перед ними с ярко-рыжими волосами.
Таким образом, внешний вид и стиль Линды постоянно менялись, удивляя и шокируя публику. Ее имидж всегда резко выделял певицу на фоне других исполнительниц и способствовал узнаваемости.
Сбежала в другую страну, но не смогла жить вдали от родины
В 2005 году произошло трагическое событие в жизни Линды. Из-за внезапной болезни умерла ее мама. Это выбило певицу из колеи и чуть было не сорвало творческие планы Линды. Незадолго до того она подписала контракт с лейблом Universal Music и собиралась работать с греческим композитором Стефаносом Корколисом. Певица уже думала об отказе сотрудничества однако спустя 9 дней после похорон мама явилась Линде во сне и дала ей совет все же отправиться в Грецию. Певица последовала этому совету. Встреча с Корколисом из рабочей переросла в роман, и следующие 9 лет Линда прожила в Греции.
За это время пара записала совместный альбом, посвященный их матерям, писала музыку для театра и кино, экспериментировала с классикой. Корколис даже научил возлюбленную управлять вертолетом, чтобы помочь ей побороть страх полетов. Но со временем Линда начала чувствовать себя в Греции одиноко из-за языкового барьера и культурных различий. Она вернулась в Россию вместе с Корколисом.
Вот только совместная жизнь Корколиса и Линды оказалась не сахар. Мужчина тяжело переносил быт с певицей и часто возвращался мыслями к травмирующим событиям прошлого, которые повлияли на репутацию его семьи и из-за чего заболела мама, а папа лишился бизнеса.
Последней каплей для Линды стал инцидент на ее концерте в России, когда муж напился и устроил скандал. В 2014 году пара решила разойтись, но осталась в хороших отношениях. Через 4 года в одном интервью Линда рассказала, что до официального развода с Корколисом у нее так дело и не дошло, поскольку чета венчалась в церкви. Хотя такие формальные обязательства не мешают оставаться ее сердцу свободным и быть открытым к новым отношениям.
Продолжает жить творчеством и не собирается обратно к Фадееву
После разрыва с Фадеевым Линда продолжила выпускать альбомы, гастролировать и общаться с поклонниками в соцсетях. Ее поддерживают отец и сестра. Последняя работает флористом и нередко украшает цветами сцену на концертах Линды. Пусть она теперь не собирает стадионы, но концерты анонсирует с завидной регулярностью и собирает полные залы своих преданных поклонников.
К тому же в 2017 году бывший продюсер Линды Максим Фадеев неожиданно предложил ей возобновить сотрудничество и записать совместный альбом в духе их прошлого сотрудничества. Однако певица ответила решительным отказом, поскольку есть вещи, которые она не может забыть.
Помимо музыкальной карьеры, Линда проявила себя и как художница. В 2005 году в Москве прошла выставка ее работ. Сама певица скромно относилась к своему творчеству, но поддержка друзей и интерес публики придали ей уверенности. Известный художник Марк Левин высоко оценил ее полотна. Он признал Линду самобытной, а работы — отражением духа постмодернизма.
В 2023 году певице исполнилось 46 лет, но она не собирается останавливаться и продолжает свой творческий путь. Экспериментируя на стыке жанров трип-хопа, рока и электроники, Линда создала уникальный микс звуков, который моментально привлекает к себе внимание. А благодаря яркому сценическому образу певица надолго остается в памяти поклонников уже долгие годы.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.