Венера Милосская — самая известная скульптура и, после Моны Лизы, самое известное произведение искусства. Толпы посетителей, которые каждый день часами разглядывают ее в парижском Лувре, являются одним из доказательств ее популярности. Некоторые причины такого интереса публики очевидны — всех интересует вопрос, где Венера «потеряла» свои руки.
За Венеру торговались французы и турки
Весной 1820 года французский флот бросил якорь у берегов греческого острова Милос. 8 апреля молодой морской офицер Оливье Вотье, увлеченный античностью, решил прогуляться среди руин старого театра. В то же время неподалеку местный крестьянин Йоргос Кентротас разбирал старинную часовню в поисках камней для укрепления стены вокруг своего поля.
Когда Вотье подошел ближе, то увидел, что Йоргос вытащил из-под завалов мраморную статую женщины без рук и головы. Несмотря на повреждения и загрязнения, французский офицер сразу определил в находке произведение античного искусства.
Вскоре археологи обнаружили на месте раскопок и другие фрагменты статуи, а также резные колонны и детали отделки. Йоргос перевез найденную статую к себе в сарай, где ее осмотрели французские офицеры. Они единодушно признали находку великолепным произведением античной скульптуры.
Дальнейшая судьба статуи оказалась под вопросом. Йоргос предложил французскому консулу на острове купить находку, и тот согласился, но у местных чиновников не хватало полномочий и средств для совершения сделки.
Пока французы решали организационные вопросы, Йоргосу поступило выгодное предложение от османских властей, в чьем подчинении тогда находился Милос. Крестьянин уже собрался отправить статую в дар османскому сановнику в Константинополь, но французам после долгих переговоров удалось договориться с ним о покупке. Так загадочная Венера из Милоса отправилась во Францию.
Кого олицетворяет скульптура и что с ее руками
После прибытия в Париж в феврале 1821 года загадочная статуя с острова Милос была торжественно помещена в мастерскую Лувра. Директор музея граф де Форбен пришел в восторг от этого приобретения. Французский консул в Афинах Фовель, признанный эксперт по античному искусству, оценил статую как бесценный шедевр классической Греции — именно то, чего так не хватало коллекции Лувра.
Однако транспортировка сильно повредила скульптуру — откололись три фрагмента бедер, которые реставраторы наскоро приклеили обратно. Кроме того, оказалось, что к статуе изначально принадлежал и отдельный постамент с фрагментом руки. На нем обнаружили подпись скульптора Андроса из Антиохии, жившего в эллинистическую эпоху.
Так выяснилось, что шедевр не относится к классическому периоду древнегреческого искусства. Но кого же все-таки изображает загадочная Венера Милосская?
Популярная версия гласит, что это Венера — богиня любви и красоты. Французский искусствовед Катрмер-де-Кенси выдвинул предположение, что статуя изначально изображала Венеру рядом с Марсом. Ее руки тянулись к нему, не давая уйти. Эта романтическая версия пришлась по душе публике.
Однако есть и другое мнение — Венера Милосская олицетворяет Амфитриту, богиню морей. Это имело бы символическое значение для островитян, где статую и обнаружили.
После возвращения в Лувр в конце Франко-прусской войны 1870 года знаменитая Венера Милосская подверглась тщательному изучению со стороны нового хранителя музея Феликса Равессона.
Повреждения, полученные статуей во время эвакуации, позволили Равессону впервые полноценно осмотреть её изнутри. Он обнаружил многочисленные ошибки предыдущих реставраторов, из-за которых фигура выглядела неестественно.
Восстановив правильную позу Венеры, Равессон принялся размышлять о том, куда исчезли её отсутствующие конечности. Он был уверен, что изначально она входила в состав парной композиции с другой статуей. Равессон предложил несколько вариантов того, как именно Венера Милосская могла сочетаться, например, с Аресом Боргезе или Тесеем.
Однако со временем Равессон понял, что для разгадки тайны не хватает изучения самой статуи, а не только теоретизирования о возможных композициях. Он положил начало новому подходу в археологии, основанному на тщательном анализе каждой детали памятника, а не на домыслах.
Но вопрос с руками Венеры Милосской оставался открытым: нужно ли рассматривать все имеющиеся фрагменты как единую картину или изучать каждый по отдельности? К сожалению, Равессон так и не смог предложить окончательного решения этой головоломки.
Заслуга Феликса Равессона в том, что он изменил сам подход к изучению знаменитой статуи, отказавшись от спекуляций в пользу внимания к деталям.
Тайна Венеры Милосской, похоже, превратилась в вечную загадку
Немецкий археолог Адольф Фуртвенглер в своём подходе к изучению знаменитой статуи отказался игнорировать любые найденные вместе с ней фрагменты. Он признал, что в левой руке Венеры было яблоко, а отдельный постамент с надписью принадлежал ей. Так Фуртвенглер пришёл к выводу, что это произведение эллинистического искусства: статуя изначально стояла рядом с колонной, левая рука лежала на ней, а правая тянулась к бедру.
Однако французский коллега Саломон Рейнах подошёл к вопросу более критично. Он считал, что Фуртвенглер слишком поспешно создал уверенную, но спекулятивную реконструкцию на скудных доказательствах. Рейнах честно признал, что тайна оригинального облика Венеры Милосской остаётся нераскрытой.
И эта неопределённость в вопросе о руках знаменитой Венеры, возможно, так и не будет преодолена. Но она лишь добавляет статуе очарования и заставляет зрителя фантазировать и размышлять о восприятии античного искусства.
Так тайна происхождения и первоначального вида шедевра остаётся загадкой. И это не так уж плохо: наука признаёт границы доказательств, а отсутствие окончательных ответов порой ценнее вымыслов и домыслов.