Фильм «Гений» вышел на экраны в 1991 год, а сегодня это уже классика отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что появлению этой картины предшествовали несколько случайностей. Вот несколько фактов о создании картины, которые известны не всем.
Сценарий «Гения» придумал актер из фильма «Палач»
Все началось в 1990 году, когда режиссер Виктор Сергеев пригласил актера Игоря Агеева сыграть эпизод в своем новом фильме «Палач». Узнав, что Агеев пишет сценарии, Сергеев поинтересовался, нет ли у того готовых идей для съемок. У Игоря уже была задумка, он взялся за сценарий и трудился над ним 4 месяца.
В итоге Агеев представил Сергееву историю, типичную для России начала 1990-х. В сценарии речь шла о бывшем инженере одного из институтов, который остался без работы. Сергей Ненашев был гениальным изобретателем и использовал свой талант исключительно ради собственной материальной выгоды. Он разрабатывал такие аферы, в результате которых свои деньги теряли не простые люди, а только бандиты и спекулянты. Этот современный Робин Гуд пришелся по душе режиссеру, и он решил воплотить идею Агеева на экране.
Абдулова не хотели утверждать на главную роль из-за мелочи
Однако с подбором актеров возникли сложности. Руководство «Ленфильма» не хотело утверждать Александра Абдулова на роль Ненашева. В анкете Абдулова на студии «Ленфильм» не было его фотографии. Вместо снимка — фамилия актера, написанная фломастером.
И хотя к тому времени Александр Абдулов был настоящей звездой отечественного кинематографа, худсовет отказывался утверждать на роль какого-то «неизвестного» актера. При этом все прекрасно знали, о ком идет речь. Пришлось Сергееву пойти на жесткий шаг и пригрозить, что без Абдулова снимать фильм он не будет.
Еще один конфликт разгорелся вокруг кандидатуры Ларисы Белогуровой. Начальство считало ее «недоросшей» до главных ролей. Но режиссер вновь был непреклонен в своем решении. И, как известно, не прогадал: именно эта роль Белогуровой многими считается лучшей в ее карьере.
Первоначальное рабочее название — «Картофельный папа» — отсылало к первому бизнес-проекту главного героя. Но режиссер Виктор Сергеев посчитал его слишком приземленным и обратился к толковому словарю Владимира Даля. Там-то он и нашел подходящее определение — гений как «бесплотный дух добра или зла».
Сам жанр фильма Сергеев характеризует как «плутовской детектив» — и действительно, зрителю не скучно ни минуты. Но за этой легкостью скрывается кропотливая работа всей съемочной группы. Фильм снимали в Санкт-Петербурге, уложившись в сжатые сроки — три месяца.
Настоящий ОМОН и длинные забеги Абдулова и Белогуровой
Особо стоит отметить талант исполнителя главной роли — Александра Абдулова. Многие фразы его героя, полюбившиеся зрителям, на самом деле родились прямо на съемочной площадке. К примеру, крылатое «страна непуганых идиотов» — это импровизация актера. Режиссеру настолько понравилась эта фраза, что он оставил ее в финальной версии фильма.
Интересно, что для исполнителей главных ролей участие в этом фильме тоже было в новинку — впервые они подписывали настоящие контракты, как западные звезды. Больше всех «повезло» Абдулову — его контракт занимал 32 листа!
В сцене захвата главного отрицательного персонажа Принца был задействован настоящий отряд ОМОН. А вот исполнитель роли предателя Костика — Сергей Проханов — буквально умолял режиссера «наказать» его героя. По словам актера, ему не хотелось играть такого неприятного типа. И Сергеев пошел навстречу — герой Проханова гибнет в финале.
Так, исполнителям главных ролей Александру Абдулову и Ларисе Белогуровой пришлось немало побегать и попотеть во время натурных съемок за городом. Был эпизод погони, который снимали более 10 дублей! Актерам в общей сложности пришлось пробежать вдоль реки более 10 километров.
Еще в начале второй серии можно заметить сразу несколько звездных камео. Среди них Олег Газманов, Андрей Макаревич, Михаил Жванецкий и другие знаменитости. А в роли девушки из группы захвата снялась совсем юная Анастасия Мельникова, которую позже ждала слава сериальной актрисы.
Несмотря на то, что в прокате фильм шел всего 4 дня, он стал настоящим хитом видеопроката 1992 года. А сценарий картины был удостоен специального приза престижного кинофестиваля «Кинотавр».