Фильм «Офицеры» по праву считается одним из символов Дня Победы. Картина вышла на экраны в 1971 году и уже более полувека не сходит с отечественных телеэкранов 9 мая. Однако мало кто знает, что в прокат кинолента вышла с отступлениями от оригинального сценария.
Идея снять патриотический фильм принадлежала Министерству обороны СССР и лично министру Андрею Гречко. Писать сценарий поручили Борису Васильеву, который прошел Великую Отечественную войну. Однако министр остался недоволен предоставленным сюжетом. Нужно было править, но Васильев отказался вносить изменения в сценарий. Тогда работу над фильмом поручили Кириллу Рапопорту. Он сделал кинокартину такой, какой ее и знает российский зритель.
Разбираемся, какие сцены и почему не попали в окончательный формат легендарного фильма «Офицеры».
Долой упоминание роскоши в Царской России
Культовый для советского зрителя фильм «Офицеры» начинается с торжественного награждения курсанта Трофимова красными революционными шароварами. Но мало кто знает, что по задумке сценариста первая сцена легендарного кино была другая.
Писатель Борис Васильев решил рассказывать историю с иллюстрации празднования святок на Воробьевых горах в дореволюционное время. На гулянии присутствовал юный казак Иван, который приехал получать Георгиевский крест из рук правителя Царской России, как самый молодой кавалер ордена. Там же на санках каталась дворянская дочь Люба. Ее отец был действующим полковником, продолжающим воевать на момент разворота событий. На фронте он был с 1914 года.
По сюжету эту информацию удалось узнать от человека, который делал в комнате «мамзели» ремонт накануне войны в знаменитом доме со львами в переулке на Арбате.
И тут же в противовес радости, веселью и беспечности внизу на реке тяжело трудился 15-летний Алексей. Но, к сожалению, такая показательная и интригующая предыстория не вошла в окончательную версию ленты.
Советский человек не должен бояться
При просмотре фильма «Офицеры» зрители хорошо запомнили образ бравых советских людей, которым неведом страх. Но по задумке сценариста, в киноленте не нужно было обходить это чувство стороной. Страх пропитывал сразу несколько сцен картины, которые по итогу не вошли в окончательный вариант полного метра.
В фильме есть эпизод, где на военный аэродром прилетает Иван. Туда добралась и Люба, чтобы встретиться с ним буквально на минуту между боями. Вот только зрителю не показали, как она умоляла извозчика отвезти ее. Мужчина отказывался и боялся. По сценарию извозчик остановился и всерьез собирался высадить Любу. Он уверял ее, что дальше не поедет. Ведь «беды не оберешься». Мужчина также просил Любу найти кого-то другого и называл «дураком» того, кто отважится туда поехать.
Страх прослеживался и в другом запланированном кадре. Егор играл с зеркальцем на солнце, пуская «зайчиков». Увлекшись, он не заметил, что к нему подкралась подозрительная дворничиха. Женщина подумала, что Егор подает сигналы врагам. Она схватила его и начала свистеть, чтобы таким образом позвать милицию. Егора это напугало. Изловчившись, он вырвался из цепких рук женщины, бросил зеркало на землю и убежал.
Но в советском фильме не было места трусости и страху ни в сердце ребенка, ни тем более у офицера. Поэтому и следующий после сцены с дворничихой диалог про испуг исключили. А ведь сценарист хотел показать, что бояться — это нормально. Так Егор прибежал домой и рассказал маме, что он трус. Он красочно рассказывает про чувство страха внутри себя и растущее с каждой секундой желание его задавить. Егора испугала ситуация с приводом в милицию, но еще больше он боялся стать трусом по жизни.
Еще один вырезанный фрагмент про страх — это когда Люба зубрит до ночи конспекты и учебники, чтобы стать отличницей. Казалось бы, простая домашняя сцена. Вот только ведет себя Люба так, потому что преподаватели хотят отчислить ее. И учиться на пятерки ей просто необходимо. Чувства напуганной отчислением и страхом за свою дальнейшую жизнь Любы, хоть и хорошо раскрыты в сценарии, но совсем не отражены в кино. Поскольку негоже советскому человеку было бояться.
Кое о чем можно и умолчать
Очередной отступ от сценария породил сюжетную дыру в конце фильма. Так встреча Трофимова и Вараввы до сих пор поражает зрителей непонятной реакцией одного героя на другого. А ведь по задумке автора в киноленте должны были показать историю об аресте Трофимова и Вараввы.
Последний был отправлен в лагерь во время сталинских репрессий. Вестей от него не было и Трофимов решил, что Иван погиб. Поэтому при встрече в управлении спустя десятилетия Трофимов удивился, что Варавва жив. Без контекста про арест его эмоции в фильме непонятны.
Монтаж ленты «Офицеры» проводился в жестких временных рамках. Важно было успеть сдать готовый фильм к 9 мая 1971 года. Была запланирована громкая премьера. В итоге многие важные сюжетные ходы были потеряны в угоду желаемому хронометражу и по требованию чиновников Госкино. В том числе не вошел в окончательный вариант кино эпизод расстрела фашистами советского офицера. Причиной назвали экономию экранного времени.
Конечно, сегодня мы можем только гадать, как бы изменилось восприятие этой картины, сохрани режиссер первоначальный замысел сценариста.