Каждый имеет право на самовыражение, но некоторые объекты искусства все-таки стоит оставить подальше от глаз публики. Иначе может получиться как со скульптурами и памятниками из нашей подборки. Рассказываем о творениях скульпторов, которые возмутили публику.
Памятник Алёнке
В 2020 году в Нововоронеже появился памятник Алёнке, которая по легенде является основательницей села Новая Аленовка. По легенде, девушка нашла хорошее место и привела односельчан. Так и появился населенный пункт. Сама Алёнка погибла от ружья разбойника.
Памятник изготовили с помощью художественной ковки. Результат стал воплощением пословицы: красота — страшная сила. Пропорции тела и лицо совсем не ассоциировались с доброй крестьянской девушкой. Скорее, она могла бы стать персонажем фильма ужасов. В сети мгновенно разразился скандал, местные жители требовали убрать памятник.
«Я тоже не понимаю, каким таким прославлением все восхищаются, кто кого прославил, это позор! Город опозорили на всю страну и за ее пределы. Все, кто освещал эту тему в СМИ, недоумевали или откровенно смеялись»
«Жители Нововоронежа с самого начала не были против возведения арт объекта под названием „Аленка“. Но всем хотелось увидеть милую девушку, а не чудище! Исправьте и верните! Такой хайп нам не нужен. Неужели такая слава нужна нашему городу?! Пусть это будет только наша Аленка — неприметная, но приятная и родная.»
Желание горожан сбылось и памятник демонтировали. Его выставили на аукцион и при стартовой цене в 1 млн руб. продали за 2,6 млн руб. Памятник купил воронежский девелопер Евгений Хамин. Новый владелец пообещал установить его в «будущем парке скульптур» сити-парка «Град», который располагается в пригороде Воронежа.
Спустя два года — в 2022, открыли новый памятник Алёнке. Девушка получилась намного привлекательнее, и горожане остались довольны.
Композиция «Танец»
Эту скульптуру в 19 веке создал Жан-Батист Карпо для фасада Парижской оперы. Она понравилась архитектору здания Шарлю Гарнье, поэтому ее установили на наружную сторону. Но неожиданно публика подняла скандал. На скульптуру обрушилась критика прессы, которая требовала заменить ее на произведение академических скульпторов.
Проблема была в сюжете скульптуры. Под звуки бубна девушки без одежды танцуют вокруг нагого то ли музыканта, то ли танцора. По тем временам это было слишком смелое решение для наружной скульптуры, открытой взорам прохожих.
«Танец» требовали убрать с фасада. Только франко-прусская война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Карпо. Сейчас оригинал находится в Париже в музее Орсе.
Памятник хоккеисту Третьяку
Еще один памятник, который смог бы составить достойную пару Алёнке — памятник Владиславу Третьяку. Его установили в Москве возле музея хоккейной славы. Курганские мастера сделали его к 70-летию известного вратаря.
Скульптура напоминает персонажа из фильма ужасов «Пятница 13-е». Да и поза у него такая, будто вот-вот накинется на ближайшего прохожего. Рядом с таким памятником не хочется даже прогуливаться, не говоря уже о том, чтобы сфотографироваться с ним и поинтересоваться, кому он посвящен. В сети рассуждали:
«Жесть полнейшая — братец нашей Нововоронежской Аленки. У людей с головой что-то, кто такую страсть делает, а тем более выставляет. А может это просто хайп такой.»
«Halloween по-русски. Надо было дать ему вместо клюшки молоток или бензопилу. Смотрелось бы гармонично.»
Несмотря на недовольство публики, сам Владислав Третьяк оценил памятник. А зловещий вид объяснил тем, что задача вратаря — отпугивать нападающих, так что все логично.
«Сердечная благодарность скульпторам Кургана за такой оригинальный и интересный подарок! Мне статуя вратаря понравилась. Убежден, что и болельщикам будет любопытно посмотреть на этот экспонат. А молодежь, которая занимается хоккеем, сможет оценить, в какой амуниции играли голкиперы в мое время», — прокомментировал легендарный вратарь.
Мама Владивостока
Скульптура появилась в центре Владивостока в 2022 году. Это подарок городу от депутата законодательного собрания Приморья Любови Терендиной. Цель была благая — увековечить память всех женщин, которые ждут своих мужчин-моряков и воинов. Но исполнение оказалось неудачным.
Непропорциональные руки и слишком обтягивающее платье смутили аудиторию.
«Тут не нужно быть экспертом, чтобы понять, что анатомия нарушена. Причём это не стилистический прием, а художник просто не умеет грамотно построить человеческое тело. Посыл, конечно, хороший. Исполнение стремное.»
«Посмотрите на пальцы, это вообще полный кринж. Складки на одежде образуют кашу, никакой гармонии нет. В общем, это делал безграмотный человек. Красивая скульптура ни у кого вопросов не вызывает. Здесь же слишком много косяков. Не то чтобы это прям ужасно, фигура в целом неплохая. Но до художника, до скульптура человеку, создавшему это, очень далеко.»
Сейчас скульптура установлена на частной территории у яхт-клуба, но Терендина надеется, что памятник будет отлит в бронзе и установлен в общественном месте. После бурного обсуждения в соцсетях она тоже дала свой комментарий:
«Мама с ребенком ждет — какая разница, во что она одета. Художник так увидел. <…> Это образ, символ. А люди обсуждают детали, забывая о главном. А главное — это символ. А то, что скульптура всех взбудоражила, это прекрасно. Это говорит о том, что это нужно и важно, что наш город, наши женщины, мамы нуждаются в том, чтобы кто-то сказал: „Вы героиня, вы заслуживаете того, чтобы в честь вашего подвига, особенно в это нелегкое время, была воздвигнута скульптура“, — отметила депутат.
«Капля» на Кубани и «Дерево» в Париже
Разные годы, разные страны — а все об одном и том же. Надувная инсталляция «Дерево» появилась в центре Парижа в 2014 году в рамках ярмарки современного искусства Fiac. Её создал американец Пол Маккарти. Проблема была в том, что скульптура больше напоминала не новогоднюю елку, а игрушку для взрослых. Парижане приняли это за насмешку над своим городом и уже через два дня обрезали крепежные канаты, из-за чего вся конструкция рухнула.
Самому художнику тоже досталось. Во время монтажа скульптуры на Маккарти напал незнакомец и трижды ударил его по лицу. Мэр города тогда вступилась за Пола. Она заявила, что «Париж не будет пасовать перед угрозами тех, кто, нападая на художника, нападает на свободу творчества». Однако во Франции этой инсталляции больше не было.
В кубанской станице Северской скульптура с похожими мотивами появилась в 2022 году. Арт-объект установили в рамках благоустройства сквера «Островок» на территории парка имени Пушкина. Работы там провели в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды». Цена этого произведения искусства — 2,3 миллиона рублей. Притом, изначально скульптура должна была быть другой формы, которая действительно напоминала каплю:
Каплю выбрали не случайно. Она должна была стать символом последней капли пруда, который раньше был на территории сквера. В Сети сразу начались бурные обсуждения скульптуры, а местные СМИ назвали каплю памятником игрушке для взрослых:
«Пусть и вычтут из кармана того, кто допустил и согласовал это невежество»
После множества возмущений арт-объект решили демонтировать, исправить неровности и убрать подставку. Возможно, скульптура вернется в новом исполнении.
Памятник подхалимству
Одной своей задумкой Давид Черный создал шумиху вокруг памятника. Две пятиметровые мужские фигуры поставлены к стене в согнутом положении. У них есть отверстие между ягодицами, в которое вам предлагают заглянуть с помощью приставленных лестниц.
Памятник поставили в 2003 году. Тогда он был не только про духовные ценности, но и раскрывал политическую позицию художника. Если заглянуть в отверстие, в нем можно было увидеть повторяющееся видео с бывшим президентом Чехии Вацлавом Клаусом и скульптором, художником, диссидентом Миланом Книжаком. Так, Давид Черный выражал свое несогласие с курсом избранного Вацлава.
Скульптуры находятся в одном из дворов, в который можно попасть только если вы специально ищите этот арт-объект. Возможно, хоть Прага и довольно свободный город для самовыражения, даже для него такое искусство оказалось слишком смелым. Среди публики тоже есть много тех, кто не понимает ценности подобного:
Думаю, правильно, что эти скульптуры не слишком доступны. Хорошо, что стоят не на главных городских улицах. С точки зрения смысла и иронии — на высоте. А с точки зрения эстетики — не особо…
Наверное я ничего не понимаю в ТАКОМ искусстве. По мне, так просто мерзко. Я бы не хотела жить по соседству с этим «шедевром».
А какая скульптура больше всего недоумения вызвала у вас?